12. Идеальный соорганизатор


Этический минимум

Два главных качества, без которых социальный организатор превращается в манипулятора:

1. Искреннее желание помогать людям в решении их проблем.​
2. Следование истине о том, что настоящая помощь делает людей самостоятельными.​

Американский опыт community development показывает, каких успехов в реальном самоуправлении может добиться общество, когда «в каждом графстве» появляется «хотя бы один обученный инструктор», специалист по развитию местных сообществ. Американский опыт social organizing показывает востребованность и эффективность работы социальных организаторов в отстаивании прав малоимущих людей и притесняемых сообществ, оказавшихся в конфликте с власть имущими в корпорациях и городах.

С другой стороны, тот же опыт показывает, с какими опасностями может столкнуться общество, когда общинные менеджеры и социальные организаторы отступают от элементарных нравственно-этических норм, превращаясь в «радикальных организаторов», преуспевающих на ниве социальных протестов. Такие организаторы могут подменять цели социального объединения, извращать методы, а захватив с помощью манипуляций власть, укреплять политический и экономический режим, враждебный настоящей демократии и препятствующий самостоятельному развитию людских сообществ.

В попытке объяснить причины отрицательного опыта и найти ключ к решению, мы сделали два «радикальных» утверждения.

Во-первых, перенос «социально-инженерного» подхода в область человеческих и общественных отношений грозит постепенным «вымыванием» самого человека и его подлинных ценностей из области социальной науки и практики, приводит к торжеству бездушно-утилитарного подхода и оправданию «морального релятивизма» ряда «социальных технологов».

Во-вторых, мы сделали вывод о том, что общественный организатор обязан быть этическим авторитетом для окружения, «неамбициозным лидером», иначе всё скатится туда, куда много раз скатывалось в истории.

В специальной литературе, посвящённой community development и social organizing, подчёркивается, что специалист по развитию сообществ или общественный организатор — не то же самое, что местный лидер. Такой специалист часто является внешним по отношению к сообществу и призван помогать местным лидерам, оставаясь сам в стороне. Не ставая под сомнение этот вполне очевидный момент, мы утверждаем, однако, что этот организатор может не быть классическим лидером, но лидером этическим быть обязан. Организатор может не иметь амбиций внутри сообщества, но обязан иметь нравственный авторитет среди всех, с кем соприкасается.

Необходимо это не только для того, чтобы установить доверительный контакт с местными лидерами, но и для того, чтобы не закладывать «мину» под организуемое сообщество в виде использования неэтичных методов. Иначе результаты сообщества, кажущиеся положительными сейчас, могут быть перечёркнуты более отдалёнными последствиями, а суд времени вынесет над такими общинами и такими лидерами свой безжалостный вердикт.

Однако какие этические требования мы предъявляем к общественному организатору? Учитывая постоянное упоминание практики ненасильственного сопротивления Ганди, не накладываем ли мы образ аскета и праведника на любого социального организатора? Конечно, было бы хорошо иметь перед глазами национальные идеалы общественных организаторов и лидеров, какие можно отыскать в истории любого народа. Но требования, предъявляемые нами, это требования не высокой праведности, но этического минимума, интуитивно понятные любому нормальному человеку. Требования этического минимума содержатся в религиозно-нравственных заповедях мировых религий и в основных гражданских законах.

Вопрос не в том, как нарисовать портрет идеального общественного организатора и деятеля. Такой портрет можно рисовать разными средствами: с помощью литературы и публицистики, художественного и документального кино. Вопрос в том, как в области общественной организации и самоуправления обеспечить доминирование лидеров именно этического плана.

Может показаться забавной сама постановка такого вопроса, ведь подавляющее большинство целей соорганизации находятся в области рядовых общественных, экономических и бытовых проблем. Организовать придомовые советы, организовать местных предпринимателей в кооперацию, организовать взаимодействие местных лидеров с муниципалитетами, организовать горожан для освоения конкретной сельской территории и так далее — для чего здесь нужно быть этическим лидером?

Но важно с самого начала задать правильное направление и соответствующую атмосферу в идейном и культурном поле, связанном с самоуправлением на любом, даже микроскопическом уровне. Люди должны иметь идеал общественного организатора, должны знать, кто и на каких принципах занимается подготовкой таких специалистов. В такой атмосфере вскрытие неблаговидных фактов биографии организатора и его неблаговидных поступков будет означать конец его начинаниям, или повод к серьёзному разговору с ним.

Отбор и подготовка общественных организаторов, а лучше сказать — самоотбор и самоподготовка под крышей открытой народной школы — это сложнейшая тема. Вряд ли тут ключевое значение могут иметь какие-то учебные тексты. Сообщество-движение будет развиваться по принципу «подобное — к подобному», как и всё в природе. Организаторы и лидеры сообщества (движения, школы) будут притягивать себе подобных.

То есть вопрос о подготовке этичных лидеров — это вопрос, для начала, о нравственном уровне тех, кто эти вопросы ставит, в том числе на страницах книг и статей. Так пусть сама жизнь и наша совместная работа над проектом внесут ясность в этот вопрос. Пока просто констатируем, что идеальный социальный организатор должен быть нравственным авторитетом для окружения. А дальше сосредоточимся на второстепенных вещах — специальных знаниях и навыках соорганизатора. Вещах именно второстепенных, хотя и важных.


Специальные знания и навыки

Каждый из нас хоть раз в жизни был организатором сообщества, способного на совместное действие. Организовать друзей в поход. Организовать свою семью. Организовать своё дело. Организовать коллективный подарок коллеге. Организовать соседей по даче отсыпать участок дороги. И так далее.

Какое первое качество помогает объединяться людям? Очевидно, это качество есть искусство ОБЩЕНИЯ. Не зря «общение» имеет один корень с «общим» и «сообществом». Общение — это поиск и создание общего!

В общении ведущую роль играет не тот, кто больше и лучше говорит, а тот, кто задаёт вопросы. И если вы хотите объединить людей, начинать нужно с искренних вопросов о том, что их по-настоящему интересует и волнует.

Умение общаться это:
  • Задавать вопросы о том, что беспокоит людей.
  • Больше слушать, чем говорить. Слышать именно то, что говорят (не додумывать).
  • Уметь самому выражать мысли интересно и ясно. Быть хорошим рассказчиком.
  • Уметь разрешать конфликты, находить решения.
  • Уметь критиковать и анализировать, не унижая. Выносить суждение, а не приговор.
  • Уметь видеть лучшее, хвалить, воодушевлять.
  • Концентрироваться на том, что объединяет.
Частью искусства общения является умение выступать публично. То есть публично рассказывать интересные истории. Простые советы по искусству публичных выступлений тоже должны быть частью учебного курса.

Соорганизатор должен также иметь «специальные знания», обладать хорошей эрудицией по местному и иностранному опыту социальной организации. Ведь люди будут задавать ему вопросы, будут просить примеры того, каких успехов достигли другие сообщества, сумев объединиться.

Соорганизатор должен также уметь осветить прикладные вопросы, связанные с организацией людей: знать законодательство, организационно-правовые формы, основные юридические, налоговые, бухгалтерские, финансовые моменты.

К специальным навыкам соорганизатора можно отнести умение проводить «мозговые штурмы», управлять коллективной мыслью, организовывать работу в группах, выделять лидеров, пресекать деструктивное поведение. Использовать различные техники, практики, игры, чтобы помочь людям объединиться, расслабиться, напрячься, сформулировать, проявить готовность к действию.

Очень важно соорганизатору понимать свою собственную роль. Либо человек выступает организатором местного сообщества, где планирует работать и жить сам, и хочет стать лидером этого сообщества. Либо организатор является внешним по отношению к сообществу (территории) и его задача — помочь выделиться местным лидерам. Эти два различных сценария нельзя путать.

При любом сценарии идеальная работа соорганизатора — не замыкать сообщество на себе, позволить сообществу действовать и развиваться как живой самостоятельный организм. Соорганизатора не должно быть слишком много. Соорганизатору нужно вовремя выйти из процесса, оставив за собой, при необходимости, роль дистанционного консультанта. Если сообщество постоянно зависимо от соорганизатора, то что-то идёт не так.

Ещё одно важное качество. Можно ли представить мастера спорта, не выигравшего ни одно соревнование? Полководца без военных побед? Добавим к портрету соорганизатора способность побеждать, достигать целей соорганизации, менять к лучшему устоявшийся порядок вещей (status quo).

Да, чуть не забыли про творческие способности в широком смысле, смекалку, умение придумывать новое. Нет хуже подхода, чем общаться с людьми по методичке или обрезать по шаблону живое развитие ситуации, саму жизнь.

Итак, резюмируем.

Главные качества соорганизатора

I. Нравственные качества.
1. Искреннее желание помогать людям в решении их проблем.​
2. Следование истине о том, что настоящая помощь делает людей самостоятельными.​
3. Соответствие требованиям этического минимума.​

II. Качества лидера. Способность побеждать, достигать целей соорганизации, менять status quo.

III. Искусство общения.
1. Задавать вопросы о том, что волнует людей.​
2. Больше слушать, чем говорить. Слышать именно то, что говорят (не додумывать).​
3. Уметь самому выражать мысли интересно и ясно. Быть хорошим рассказчиком.​
4. Уметь разрешать конфликты, находить решения. Стрессоустойчивость.​
5. Уметь критиковать и анализировать, не унижая. Выносить суждение, а не приговор.​
6. Уметь видеть лучшее, хвалить, воодушевлять.​
7. Концентрироваться на том, что объединяет.​
8. Уметь выступать публично (голос, мимика, жесты, эмоции, структура речи и т.д.).​
9. Знать азы дипломатии.​
10. Иметь чувство юмора.​

IV. Специальные знания.
1. Российский опыт соорганизации, самоуправления, кооперации.​
2. Аналогичный местный опыт (в регионе места действия).​
3. Аналогичный мировой опыт.​
4. Прикладные вопросы: ОПФ, законы, нормы, практика, налоги, финансы.​

V. Специальные умения.
1. Мозговые штурмы.​
2. Работа в группах.​
3. Выделение лидеров.​
4. Тактики мобилизации и объединения.​
5. Разрешение конфликтов.​
6. Формулирование общих целей. Общего знаменателя.​
7. Формулирование программы действий.​
8. Не давить, не преобладать, не замыкать на себя.​
9. Вести к первой победе. Первый совместный положительный результат.​
10. Прочие техники, игры.​

VI. Творческий подход. Уметь действовать не по схемам. Придумывать новое.

[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу