15. Обучение соорганизации: благодарности вместо оплаты


Новый подход

Продолжим размышлять над учебно-образовательным проектом, который с помощью онлайн и офлайн мероприятий может содействовать формированию у людей навыков общественного организатора.

Интересно было бы работать над таким проектом, у которого есть будущее. Который будет актуален и через 50 лет. А это значит, что в основание проекта желательно закладывать поистине революционные подходы.

Экономисты говорят, что промышленные скачки (революции) всякий раз происходят при смене технологических укладов. В основе появления принципиально новых товаров и услуг лежит новизна подходов. Из суммы старых технологий не выводится прорыв в техническом развитии. Пытаться получить новый продукт на основании старой технологии — невозможно, либо это будет убыточная (потому что востребованная временно) придача старому товару отдельных новых качеств.

Скопировать товар, услугу, проект — это скопировать те технологии, которые нужны, чтобы этот продукт создать. Если в основе вашего проекта лежит что-то принципиально новое, что тяжело и «рискованно» копировать, что требует коренной перестройки старых представлений, то вы становитесь недосягаемы для большинства, действующего по старинке. Новый подход — это конкурентное преимущество.

Мы живём в мире, где новые технологии бурно развиваются не только в технической, но в гуманитарной и социальной областях. Когда ваши сокровенные мысли вы можете перевести в цифровой формат и мгновенно донести до тысяч людей, связанных в социальные сети, и эти люди могут откликнуться и отблагодарить, в том числе через краудфандинговые сервисы, — это уже соединение как минимум трёх новых технологий — технических, социальных и финансовых.

Работа общественного организатора тоже содержит то, что можно назвать социальными техниками и технологиями. Умение вести диалог, переговоры и встречи, разрешать конфликты, объединять и мотивировать людей, раскрепощать и направлять коллективную мысль, формулировать и достигать цели — все эти навыки поддаются анализу и разбору на составляющие, выстраиванию в методики и техники, универсальному переносу и применению.

В этой статье хотелось бы затронуть одну «технологию», упоминание которой вызывает сегодня долю иронии и скепсиса, даже обвинения в чудачестве, наивности и непрактичности. Однако есть непрошибаемая уверенность в том, что этот подход с годами будет только набирать популярность, особенно в области просвещения и обучения. Более того, без такого подхода не будет успешным ни один проект, призванный оставаться актуальным и спустя десятилетия.

Всем нам привычен классический подход к оплате, когда мы сначала платим 100% стоимости за товар или услугу, а затем получаем её (либо покупаем через кредит или в рассрочку, что по сути то же самое). И классическая система обучения подразумевает предоплату за курс или блок обучения.

Поэтому все тренинги и школы тратят неимоверное количество усилий для продажи своих продуктов. Они из кожи вылезают, чтобы убедить нас в необходимости выложить сразу 10, 30, 100 тысяч рублей. И очень часто скатываются до агрессивной рекламы, навязывания и даже «принуждения» к покупке. Попробуйте по неосторожности ввести в поисковик ключевое слово, пересекающееся с тегами проекта «БМолодость», или оставаить им свой эмейл. Вас замучают рекламой и восторженными отзывами тех, кому «открыли глаза» и помогли узреть своё «щастье». Вы будете бороться с мельтешащими баннерами и слушать речи в стиле американских проповедников.

Чем выше стоимость обучения в такой школе, тем выше тот порог, который нужно абитуриенту переступить. И тем больше нужно затратить усилий для перетаскивания «клиента» через этот порог. Некоторые тащат за волосы.

Однако насколько более естественным, мирным и даже рациональным (в том числе экономически!) может быть иной подход, когда автор не тратит усилий на принуждение к покупке, а потребитель свободно благодарит автора той суммой, которая эквивалентна полученной пользе.

Одной из новых технологий, за которыми светлое будущее, кроме ставшего уже привычным классического краудфандинга, является технология сбора добровольных вознаграждений (благодарностей, пожертвований) за работу или продукт. В том числе материальное поддержание авторов на долгосрочной основе. Сегодня в мире существуют успешные проекты, работающие на добровольных благодарностях и пожертвованиях потребителей.

Такая схема часто делает жертвователей уже не просто потребителями, но соучастниками проекта, ведь невозможно не пожертвовать на то, во что ты сам вкладываешь частичку своей души. Культура материальных благодарностей и пожертвований, не ведущих к прямой материальной выгоде, — это одна из социальных технологий будущего — того будущего, которое уже наступает.


Авторы и потребители

Укажем на ещё одно важное обстоятельство, игнорировать которое не имеют права проекты, устремлённые в будущее. Речь идёт о распространении авторских произведений (текстов, книг, музыки, фильмов, учебных материалов — всего, что можно легко перевести в «цифру») и сопутствующем конфликте сторонников и противников заработка на авторских правах.

С тех пор как информацию научились оцифровывать и передавать по сети, авторы тратят огромное количество усилий по защите права зарабатывать на своих произведениях. Сторонники бесплатного распространения цифровых продуктов, напротив, весьма легко обходят любые преграды и создают всё новые и новые сервисы по раздаче халявы. Дошло до того, что противники копирайта даже попытались облачить свои взгляды в подобие идеологии, в центре которой находится весьма жиденькая мысль о том, что «искусство принадлежит народу».

Судя по всему, среди сторонников абсолютной халявы нет ни одного автора — только потребители — поэтому им тяжело понять природу авторского права и оценить тот титанический труд, который каждый честный автор тратит на создание даже самого обычного произведения (вроде этой статьи).

Но и авторы бесконечно отстали от жизни, когда пытаются удержать неудержимое — блокировать свободное распространение цифровой информации, которая по самой своей природе всегда будет распространяться стремительно и свободно. Ведь очевидно же, что ваше произведение пираты никогда не выложат в свободный доступ только в том случае, если оно никому не нужно. Если же вы автор талантливый и произведение востребовано — оно неминуемо появится в нелегальном доступе. Однако обвинять тысячи пользователей интернета в бесплатном скачивании так же нелепо, как препятствовать людям в возможности дышать бесплатным воздухом.

Надежда на то, что какая-нибудь международная конвенция позволит всем странам договориться и раз и навсегда пресечь деятельность пиратов — это куда более наивная мысль, чем вера в свободные вознаграждения. Мир расколот на десятки враждующих блоков, которые никуда не исчезнут в обозримые десятилетия, а это значит, что бедных авторов не защитит никто. Тем более нельзя считать защитой кабалу крупного капиталиста, зарабатывающего на авторских правах часто больше самих авторов.

Очевидно, что напрашивается компромиссный подход между двумя крайностями — абсолютизацией прав авторов и абсолютизацией прав пользователей.

Авторы должны понять, что любой продукт, который можно почти без затрат и искажений перевести в цифровой формат и скопировать — такой продукт не только может, но и должен распространяться бесплатно. Это — реальность, от которой невозможно отмахнуться.

В свою очередь, потребители должны понять, что право на бесплатное использование не отменяет моральной обязанности благодарить за полученную пользу, в том числе благодарить материально, иначе автор не сможет продолжить работу. В противном случае мир утонет в океане информационного мусора, умножаемого потребителями, а качественных авторских продуктов, требующих душевных и материальных затрат, будет появляться всё меньше и меньше. Таланты исчезнут в мире пошлости, как солнечный свет — в чёрной дыре. Копировать будет нечего!

Умные авторы уже пошли на компромиссы. Например, в десятках стран признаны лицензии формата Creative Commons, основанных на уважении к авторскому праву, где авторы добровольно отказываются от части прав. Самая «жёсткая» лицензия этого формата отражает, по мнению автора данной статьи, самый разумный подход: «Разрешаю свободно распространять моё произведение при условии некоммерческого использования и с обязательным сохранением авторства и целостности (неизменности) исходника». На лицензиях Creative Commons развивается, в частности, всемирное движение «Открытые образовательные ресурсы» (OER), которое охватывает тысячи бесплатных учебных программ и курсов в сотнях учебных заведений в десятках стран мира.

Умные пользователи должны сделать встречный благородный шаг — развивать не только сервисы, облегчающие перевод авторам благодарностей, но поддерживать саму культуру добровольных вознаграждений.

Можно зафиксировать правило, вполне применимое к авторам, работающим на ниве просвещения и обучения. Любой ваш продукт, который можно с минимальными затратами и минимальным искажением содержания перевести в цифровой формат и скопировать, лучше распространять бесплатно, если вы хотите не отстать от стремительно меняющегося мира. А всё иное, что невозможно перевести в «цифру», не исказив суть, можно распространять платно, хотя и здесь дальновиднее сочетать обязательные минимальные платежи со свободными вознаграждениями. Например, почти бессмысленно оцифровывать и копировать авторский тренинг, где решаются индивидуальные проблемы участников, так как никакой просмотр видео не заменит личной работы с наставником.


Бесплатная книга

Покажем на примере издательского дела преимущества добровольных вознаграждений перед привычными продажами. Печатать и продавать книги в наши дни — это опираться в 21-м веке на технологии века 19-го. Да, платная печатная книга совсем не исчезнет (как и платная электронная, что по сути то же самое). Книги будут продавать и зарабатывать на этом. Возможно, останутся и бестселлеры, и авторы миллионеры.

Однако автору полезно разобраться, каковы его истинные мотивы и цель работы. Если над автором довлеет «коммерческий подход», где главное — извлечение прибыли, то это не имеет отношения ни к просвещению, ни к литературе, ни к творчеству вообще. Это имеет отношение к индустрии шоу-бизнеса. Так рождаются ширпотребные серии продуктов вроде «Гарри Потера» или «Звёздных войн». Не исключено, что первые главы этих произведений авторы писали по вдохновению, не думая о деньгах, но не уберегли своего творчества от вторжения Мамоны, в результате целое поколение читателей и зрителей стали считать настоящей мистикой и фантастикой обыкновенный «фастфуд».

Если же целью автора является желание донести свои идеи до максимального количества людей, или даже способствовать распространению великих идей и идеалов, то подход в 21-м веке должен быть иным. Сегодня талант не умрёт голодной смертью, если его произведение хоть немного востребовано. Сегодня технологии позволяют людям со всего мира благодарить автора за его творчество, если он делится им открыто и бесплатно.

Более того, в наступившем веке попытки зарабатывать на платном продвижении информации могут оказаться невыгодными экономически, если оценить соотношение полученных прочтений и денег к затраченным деньгам, времени и нервам. Даже если данную работу о социальных организаторах расширить до обстоятельной книги с историческими справками, учебными ноу-хау и весёлыми картинками, а её автором выступит не безвестный графоман, но признанный эксперт по местному развитию, то количество проданных экземпляров этой книги вряд ли перевалит за несколько тысяч узкой целевой аудитории. Если книга окажется более востребованной, то доброжелатели выложат её в открытый доступ, и автор втянется в бесконечную эпопею по удалению ссылок с пиратских сайтов — работу по определению бессмысленную, так как закрыть пиратский ресурс занимает многие месяцы и годы, а открыть новый можно за час.

Книга в несколько сотен страниц стоит сегодня в среднем 500-600 рублей, и ещё 200-300 рублей многие покупатели заплатят за доставку. Даже если автор печатает и продаёт сам, с каждого экземпляра он вряд ли получит больше 200 рублей чистого заработка, ведь надо перевести в расходы не только затраты на типографию, но оценить в деньгах время по обработке заказов и отправке, по защите и отстаиванию авторских прав, рекламе и продвижению. При этом на распространение первого тиража в несколько тысяч экземпляров уйдёт минимум год, а второй платный тираж может не состояться вовсе: либо насытится узкоцелевая аудитория, либо подключатся пираты и «доброжелатели».

Таким образом, можно потратить кучу сил и времени на продвижение своих идей в форме платной книги, заработать весьма скромные деньги и остановиться на нескольких тысячах читателей. Даже если книгу возьмётся распространить известное издательство, общий эффект будет примерно тот же, если только автор не научится доносить серьёзные идеи в форме увлекательного женского романа.

Допустим даже, что потенциальная аудитория книг о местном развитии намного шире, ведь десятки тысяч людей хотят решить проблемы своих территорий, сообществ и проектов. Но заплатить около 1000 рублей с доставкой, затем оторвать себя от дивана или от работы, чтобы получить книгу в руки, — это неподъёмные усилия для большинства тех, кто мог бы прочитать мгновенно и бесплатно. «Ведь в интернете можно всё найти бесплатно!»

А теперь прикинем сценарий, когда книга выкладывается бесплатно с просьбой благодарить, если информация оказалась по-настоящему полезной. За те же год-полтора книгу посмотрят на порядок больше людей — те самые несколько десятков тысяч из потенциальной аудитории. Сарафанное радио, ссылки, цитаты и отзывы станут каналом продвижения. Удобный сервис позволит одним щелчком мыши поблагодарить автора. Да, благодарить будут мало и медленно, но, при правильной подаче, рано или поздно отблагодарят те самые люди из узкоцелевой аудитории, которые ищут и ждут подобную литературу.

В конечном счёте, потратив на порядок меньше усилий, автор охватит на порядок большую аудиторию, а в качестве добровольных вознаграждений может собрать примерно те же 200 рублей с каждого заинтересованного читателя, какие рассчитывал получить с каждого заинтересованного покупателя. Затраты меньше, материальная отдача примерно та же, охват аудитории — шире!

Понятно, что мы рисуем вилами по воде, но представьте, что у автора и читателя вдруг возникает взаимная зависимость. Что не только автор заинтересован в благодарности за свой каторжный труд, но и читатель по каким-то причинам заинтересован в том, чтобы отблагодарить автора. Не по благородству души только, но потому, что нужно получить от автора ещё что-то — консультацию, обучение, сотрудничество или новую книгу, в конце концов. В этом случае читатель не просто может, но вынужден будет благодарить. Ведь как можно просить что-то у автора дальше, если ты не выразил элементарную благодарность! Возникает механизм «мягкого принуждения» к благодарности: тебя никто не заставляет переводить вознаграждение, но тогда у тебя нет морального права просить автора о чём-то ещё.

Таким образом, методом «мягкого кнута и бесплатного пряника» может взращиваться у потребителей своеобразная «культура благодарения». Рост этой культуры будет медленным, но неизбежным.


Добровольные вознаграждения

Итак, после долгих отступлений, вернёмся к принципам оплаты, какие могут быть установлены в нашей наивной и непрактичной школе. Оплату за любые учебные материалы, которые можно перевести в «цифру» без потери сути, например, за базовый курс «Основы соорганизации», можно сделать в форме добровольного вознаграждения. Давайте проведём (успешный!) социальный эксперимент.

При этом объявляется, что общая сумма переведённых участником (условным «студентом») вознаграждений учитывается в личных данных и отображается в его профиле. Объявляется также, что наставники школы (если таковые будут) имеют право устанавливать для себя приоритет обратной связи и консультаций в зависимости от суммы перечисленных студентом вознаграждений.

Три преимущества такого подхода к оплате:

Первое преимущество.
Мы понижаем порог входа. Выгоднее иметь в учебной среде 1000 человек, пожертвовавших школе 1000 рублей, чем 70 человек, заплативших за курс по 15 000 рублей. Эта тысяча человек поможет школе ещё и ещё (деньгами или иным участием), если обучение будет качественным. Из этой тысячи гораздо проще будет выделить 100 человек для проведения семинаров или учебных игр. Многие из этой тысячи покажут школу своим знакомым и коллегам.

Второе преимущество. Оплата поступает не за бумажки, а за учебную среду и реальную помощь. Мы перестаём бояться того, что учебные материалы украдут халявщики и конкуренты. Все материалы доступны свободно! А наше «ноу-хау» — в другом.

Третье преимущество. Отсутствие предоплаты будет мотивировать саму школу качественнее обучать. Если школу не благодарят, это повод задуматься об уровне профпригодности.

Ещё одно преимущество может быть в том, что школа избежит претензий возмущённых граждан (а такие найдутся всегда) о том, что их «обманули», «впарили» им какие-то тексты и услуги.

Ну и наконец, у такого подхода есть нравственное следствие. Мы демонстрируем доверие к людям, мы говорим — берите, учитесь, делайте, а отблагодарите сообразно размеру вашей пользы. Без ваших материальных благодарностей мы не сможем продолжить работу. Но без доверия друг к другу нам бессмысленно продолжать работу. Ведь в основе соорганизации и кооперации лежит доверие. Мы постепенно формируем культурную среду, где принято благодарить.

Очевидно, процесс добровольных вознаграждений будет развиваться медленно, как и всё новое и необычное. Но развиваться он будет, и чем дальше, тем больше. Само будущее работает на нас. А со временем начнёт срабатывать и «стадное чувство»: студенту будет неудобно требовать внимания школы, если его рейтинг благодарностей залип у нуля.

[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу