«Путь дерева» — проект развития таёжного посёлка Атымья в Северном Зауралье

Яков, в устав организации обычно принято вносить более общие формулировки именно видов деятельности без привязки к конкретным проектам (школа, кооператив, двор) и конкретным географическим точкам. Так устав будет более универсальным на тот случай, если нужно будет бороться за гранты, субсидии, конкурсные призы более широкой направленности и географии. Но если тебя это не смущает, можно оставить для устава так.

А в целом то, что ты продумал и написал — готовая отличная концепция развития вашей локальной территории. Если к этому добавить бюджеты, сроки и команду, то получится готовый проект развития местности. Если этот проект соотнести с проектом развития МО, который официально принимают местные чиновники, то может получиться масштабный задел.
 
Максим, я нарочито не хочу обращаться к общим формулировкам, потому что у меня есть конкретная территория и конкретные направления её развития. Эти направления обозначены в видах деятельности. Выдумать что-то ещё уже навряд ли получится, уже и того, что есть, хватит с лихвой на много лет.

С проектом развития МО мои идеи никак не соотносятся ввиду разности взглядов на сам процесс развития. У них есть бюджеты, сроки и команда администрации, а у меня идеи, личная инициатива и голый энтузиазм. По срокам, бюджету и команде я сильно не заморачиваюсь, хотя понятно, что без этого мои идеи останутся просто идеями.

Я вижу свою задачу не столько в том, чтобы во что бы то ни стало воплотить свои планы, а, главным образом, в том, чтобы донести их до своих земляков и при их участии развернуть процесс реализации своего проекта. Потому что один я эту гору навряд ли сдвину, даже если найду на это деньги. Надеюсь, моя логика понятна.
 
Яков, логика понятна и знакома, я сам ею же руководствуюсь, когда пытаюсь двигать по миллиметру проекты подобные этому сайту. Прорвёмся! А вот с администрациями надо взаимодействовать, как минимум, наладить общение на постоянной основе. У них своя логика, да, но её надо учитывать. Я тут пока первые шаги делаю. Это отдельная тема.
 
Максим, хорошо, мы ещё обсудим этот вопрос, а пока что я хочу разместить здесь моё обращение к организаторам конкурса «Доброволец России — 2019», в котором я участвую со своим проектом. Это мой ответ на их предложение включиться в программу Акселерации, проводимую для тех, кто хочет ускорить реализацию своего проекта, получить его экспертное сопровождение и информационную поддержку.

Здесь я рассказываю об уникальности и достижениях моего проекта, пытаясь объяснить почему именно он должен стать участником программы Акселерации, и чем эта программа поможет моему проекту. Ведь она включает обучение лидеров, наставничество, а также помощь в тиражировании проекта на другие регионы.

 
Наконец-то можно посмотреть запись нашего народного кологоднего праздника, состоявшегося в начале июля. Я благодарен моим Атымчанам и нашим гостям (моим друзьям) из Югорска и Советского (наши соседи из ХМАО-Югра) за активное участие в Купальских мистериях.

Этот ролик отправился на конкурс Доброволец России. Не судите строго за качество монтажа и озвучку данного видео — как умеем! (Сложно было впихнуть три часа видеоматериалов в три с небольшим минуты).

Конечно, хотелось показать больше лиц и действа, но жёсткие рамки конкурса не позволили это сделать. Однако, мне, кажется удалось передать атмосферу Купальского праздника. Полтора месяца спустя, волнительно снова окунуться в это событие.

 
Вообще, кологодние праздники я пытаюсь организовать четыре раза в год. Следующим у меня запланирован Таусень — праздник урожая. https://vk.com/tausenvatymje И в этот раз я решил совместить его с небольшим камерным фестивалем, приуроченным ко дню работников леса, который обычно празднуется в третье воскресение сентября, тем более, что и повод для этого есть подходящий — 55 лет исполняется нашему Атымскому леспромхозу и я намерен это отпраздновать в местном сообществе, не смотря на то, что уже почти четверть века его не существует.

Однако по объективным причинам и житейским обстоятельствам, после обсуждения их с друзьями, было решено перенести эти события на середину октября без каких либо особых негативных последствий. Тем более, что фестиваль под названием «Брусничные берега» https://vk.com/brusnihnieberega должен был быть посвящён развитию самозанятости с использованием местного лесного ресурса, а что лучше всего подходит для этого, как не ремёсла? Поэтому, разгар осени, как раз выбран для того, чтобы и про собранный урожай поговорить и пообщаться на тему ремесленничества на кануне зимней надомной деятельности.

Как всё это у меня получится, я пока что смутно представляю, но уже плотно работаю над сценарием и приглашаю своих друзей поддержать мою инициативу. Благо, что за предыдущие годы у меня появилось немало знакомств и сотрудничества в этой сфере — есть на кого опереться. Тем более, что моя некоторая увлечённость традициями славянских верований, как раз подсказывает воспользоваться временем Сварога, покровителя ремёсел в образе кузнеца, давшего их людям. А моя фамилия и ремесло плотника дают мне право именоваться Сварожичем и обязанность чтить его и продвигать ремёсла в народ.
 
Редактирование:
В направлениях реализации моего проекта есть пункт по организации Атымского музея под открытым небом «Двор таёжного крестьянина». Материалы для него я начал собирать ещё несколько лет назад. Сейчас определился с территорией и помещением и начинаю работы по оформлению экспозиции.

Сначала я планировал расположить её в здании своего лесничества, но вдруг обратил внимание на одну постройку, стоявшую у меня во дворе. Это бывшая первая Атымская общественная баня, в последствии была переоборудована в шишкосушилку. Когда в 2000-м году я поселился снова в Атымье, то она стояла впритык к моему участку и я пригородил её к себе в хозяйство.

Почти 10 лет мы использовали её как сарай для склада рухляди и как мастерскую. Теперь я построил новую мастерскую в другом месте, а это здание решил использовать под музей. Исторически оно очень колоритное и стоит рядом с поляной праздников на краю посёлка. И как раньше мне эта мысль не пришла в голову?

»»»»«112»»»»»

»»»»«111»»»»»

Это снимки начала лета 2019 года, а сейчас рядом с моим музеем произошли кое-какие изменения. Отчасти их можно было наблюдать в одном из моих клипов. Но об этом расскажу как-нибудь в следующий раз.
 
Редактирование:
Развитие моего посёлка неразрывно связано с использованием местных ресурсов. Главный из них — наша тайга и древесина — её основной элемент. Я вижу смысл в собственной заготовке и максимальной, насколько это возможно, переработке этой древесины.

У моего брата есть столярная мастерская, в которой он делает деревянные окна, двери и мебель. Я умею проектировать и строить деревянные дома. Казалось бы вот с этого и надо начинать, но при всём нашем умении, мы не способны сделать главное — продать произведённый продукт.

В среде развивателей территорий есть мнение, что необходимо ориентироваться на свой местный рынок и если следовать этой логике, то надо бы изучить его потребности . Наблюдая за своими соседями, я прихожу к выводу, что им нужны дрова, желательно недорогие, берёзовые — уже расколотые и сухие, а так же хвойный пиломатериал, из которого они сами что-то построят и почти не нужна настоящая деревянная мебель.

Общий объём потребляемых в посёлке дров сократился в связи с недавней газификацией и составляет от 700 до 1000 кубометров в год. Многие покупают дешёвый горбыль, часто уже пилёный под размер печи. Мало кто покупает дрова в брёвнах, а затем сам пилит и колет их на поленья. Есть и такие, кто готов потратиться на покупку сухих поленьев.

Стройка в Атымье не очень активная, но порядка 40-50 кубометров бруса и досок в год составляет потребность местного рынка. Если бы цена была меньше, то спрос бы возрос в 1,5-2 раза. Итого по моим прикидкам нам необходимо заготавливать около 1000 кубометров в год, чтобы покрыть потребности местного рынка в продукции из древесины.

Чтобы не морочить моим читателям голову таким понятием как расчётная лесосека, скажу, что для неистощительного лесопользования необходимо в год извлекать из леса не более того, что вырастает за это же время, а эта цифра у нас составляет не более 1 кубометра на гектаре. Значит для заготовки 1000 м3 древесины нам нужна площадь не менее 1000 гектаров арендованных лесов.

Но можно работать и без аренды, если брать у авиабазы рубки ухода с возможностью изъятия мелкотоварной и дровяной древесины или просто оказывать услуги населению по их договорам купли-продажи лесных насаждений.

Однако здесь есть затык, заключающийся в отсутствии техники, на которой надо работать. Потому что купить трактор за 200-300 тысяч и жечь солярку ради 1000 кубов в год я смысла не вижу. При этом надо ещё целую бригаду нанимать на это дело и платить им немалые деньги. Да к тому же как-то надо вывозить из леса заготовленную древесину. В общем я в поисках приемлемого решения данной задачи.

Подскажите варианты.
 
я в поисках приемлемого решения данной задачи
Яков, я не совсем понял задачу: 1) как заготовить 1000 кубов леса? 2) или как продать 1000 кубов дров? 3) или что делать из местного леса, чтобы потом продать?

есть мнение, что необходимо ориентироваться на свой местный рынок
Если рынка нет или он слабый, как на него ориентироваться? Ориентироваться надо на местное сырье, потому что оно дешевле, раз оно местное. А вот продавать туда где купят, хоть местный рынок, хоть дальний.

Продажа дров людям, которые и так на всём экономят, — вряд ли хороший рынок и хорошая модель. Прибавочная стоимость в таком продукте минимальная, ибо мало технологичности. И спрос на этот продукт почти неплатёжеспособный.

Я тут не могу советовать, просто рассуждаю вслух. По идее, надо делать из дешёвого местного сырья что-то высокотехнологичное и продавать тем, у кого есть серьёзные деньги, куда-нибудь в далёкие города.

Город угробил деревню, теперь город должен деревню спасти, став для неё рынком. А другого рынка для деревни сейчас нет.
 
Сверху Снизу