Мой опыт переезда на землю

Я продолжаю публиковать мои ответы на вопросы потенциального переселенца к нам в Атымью.

3. Вы пишете население около 700 ч. и всего 60 школьников... маловато (((( почему так? — Основное население — старики-пенсионеры?
Ответ: 700 человек – это на бумаге. Реально – не более 650. В посёлке мало школьников из-за демографического провала в годы до материнского капитала.Сейчас положение стало выправляться. Сегодня детей в посёлке около сотни человек. Пенсионеров тоже много – около 200. Здоровье сибирское, живут долго, слава Богу. Молодёжи тоже не мало, в основном учатся, кто хочет, находит работу. Трудоспособных граждан около 400 чел. Мужчин и женщин примерно поровну. Люди среднего возраста в основном работают. Безработных около 6-7%, по неофициальным данным.

4. Как и чем живет местное население: пьянство, наркомания, как зарабатывают.
Ответ:
Пьющих беспробудно не так уж и много. Не больше 7-10-и человек наскребётся. Наркоманов в Атымье не встречал. В Пелыме, говорят, есть. С работой, у желающих работать, проблем особых не возникает. Все путёвые мужчины и женщины при деле. Многие трудятся в Пелымском линейно-производственном управлении. Это подразделение большой конторы по перекачке газа — ГазпромТрансгазЮгорск. Газпромовские структуры и нефтянка для Западной Сибири сегодня основной хлеб. Деловая древесина в лесах ещё осталась, но мало. Леспромхозы у нас на севере Свердловской области в основном умерли. В соседнем Ханты-Мансийском округе выжили при поддержке окружных властей. Там же много частников, промышляющих лесом. Многие наши у них и трудятся вахтовым методом. Возникают и мелкие предприниматели. В частности я сам планирую открыть собственное дело, но меня останавливает жуткая отчётность. Подумываю о патенте или самозанятости.

5. Основная национальность и менталитет, дружелюбие к приезжим? Выходцы с Кавказа добрались до вас?
Ответ: У всех одна основная национальность – Россияне. Это потомки тех, кто приехал сюда в 60-е годы 20-го века. По-правде сказать, многим из них и ехать больше некуда было, после очередной отсидки. Лес валить они умели хорошо и приезжали поднимать вновь открывшийся тогда Атымский леспромхоз. О менталитете и культуре потомков этих людей сложно судить. Все люди разные. Мой отец тоже в лагерях побывал. И нас у него пятеро детей. Все не похожие между собой. Но он сам был по натуре своей художник. Оставил о себе добрую память как мастер столярного ремесла. В 90-е годы большинство из тех, кто приезжал сюда за длинным рублём, уехали на свою Родину. В 00-е всё замерло. Сейчас уже только молодёжь частично уезжает, да и то на учёбу или за «красивой» жизнью в город. Вновь приезжающих почти нет. Как я вижу, приезжих не обижают. Выходцев с Кавказа у нас нет, и едва ли появятся. Им нужны города с деньгами, чтобы торговать, а у нас – не разгонишься. Здесь люди просто живут. Во многом скучновато, без «развлечений». В основном обособленно. Каждый сам за себя. Но это на первый взгляд. Просто зачерствели души. А так народ неплохой и разный. Просто пока их мало что объединяет. Я пытаюсь как-то обдумывать эту ситуацию и кое-что предпринимаю.
 
Читаю вас и думаю: а ведь вот она реальность. В мечтах всегда всё красиво и сладко. На деле куча проблем и противоречий. Казалось бы мысль очевидна, объединиться и вместе поднимать поселки, деревни, города, а не тут то было.

А может секретов и особых технологий поднятия деревень и нету? Может просто все держится на банальном энтузиазме? А раз так, тогда в теории нет смысла? А можно ли вообще тогда создать некий общий проект, который возьмёт подкрыло всех и укажет общий для всех вектор? Или любая иллюзорная теория будет разбиваться об камни практики?
 
Я думаю, важны и душа и тело. Душа это энтузиазм, тело — технологии.

Я думаю, общий проект создать можно, только нужно терпеливо понимать, что большинство народу всегда ПРИсоединяется к тому, что начинают одиночки и небольшие группы.
 
Денис, всегда очень сложно объединить людей. Немногие соглашаются участвовать в разовых акциях, и почти никто в разработке, организации и продвижении проекта. Обычно я это делаю в одиночку на голом энтузиазме. По этому поводу вы абсолютно правы. Меня ведёт моя идея и образ нового будущего, а включить в этот процесс других помогает личный пример и трансляция этой идеи в общество.

Но я хочу самому себе доказать, а может быть и вам, что сложные задачи, состоящие из простых, разовых акций, решаются и такой путь я выбираю для себя. То есть разработкой проекта и его внедрением заниматься в одиночку, а вот большую коллективную работу, неподъёмную для одного меня, разбить на составные части и реализовывать сообща. Тогда проще будет привлечь менее мотивированных единомышленников.
 
Продолжаю отвечать на вопросы потенциальных переселенцев.

6. Есть ли у Вас знакомые, которые занимаются самопознанием, восточными единоборствами, знахари, травники, славянисты, йоги и практики... Духовным развитием короче.

Ответ:
Не припомню, чтобы открыто и явно кто-то из наших Атымских занимался подобными вещами. Но книги Мегре многие уже прочитали. Вот только никто не ринулся строить родовые поместья. Да и не побегут. Местным «аборигенам» хватает их 10-15 соток. Всю остальную тайгу и землю вокруг они и так считают своей общей собственностью. У них даже в голове нет мыслей о том, чтобы отгородить для себя гектар земли. Он им просто не нужен. Я и сам так живу. Резких движений по оформлению земли для себя не делаю. Знаю точно, что пустырь за моим собственным огородом и так ни кому кроме меня не нужен. Я просто привожу его в порядок и со временем оформлю, как положено. Сейчас пока основная масса местных жителей не готова в разы расширить масштабы своего мышления, изменить сознание. Моя задача помочь им в этом. Глядя на меня и таких, как я, мои земляки станут другими – изменят своё потребительское сознание на экологически созидательное. А это, по-моему, и есть духовное развитие. Надо им больше подбрасывать пищи для ума и примеров из жизни. Таким примером для них должны стать мы. Лиха беда – начало.

Я сам стараюсь развиваться всевозможными способами. Но никого не тяну в свою келью. Просто живу, так как моя душа просит. Если соседи примут мою «веру» и станут моими единомышленниками – буду только рад. Я не считаю, что мои земляки бездуховны, просто у каждого своя «вера». Каждый представляет собой то, во что он верит. У нас, как и везде сегодня, при поддержке властей пытаются возрождать православную духовность. Батюшка с Пелымского православного прихода окормляет и наш приход. В Пелыме есть храм, у нас пока что ничего. Кстати, сам отец Георгий в Пелыме вёл у мальчишек секцию каратэ. Я когда-то в молодости тоже «интересовался» и каратэ и йогой. Травки разные собирал. И сам я славянист или славянофил отчасти. А духовное развитие оно всегда в народе есть в той или иной мере. Правда и деградации хватает. Но те, кто стремиться жить вверх – выживут, а прочие вымрут как мамонты…

7. Есть ли мастера ремесел: резчики, кузнецы, художники и тому подобное.

Ответ:
Каждый сельчанин в какой-то мере немного мастерит и творит в сфере искусства на своём примитивном уровне ради собственного хозяйства. Самоучками богата Русская земля. Я столяр, плотник, немного печник, архитектор и резчик по дереву. Мои братья тоже мастерят из дерева по мере надобности для украшения собственной и земляков жизни. Это наше семейное ремесло, доставшееся нам от отца и деда. Творчество – свойство натуры и потребность души. Чтобы оно проявилось в человеке, надо его разбудить.Я например с удовольствием бы занялся кузнечным делом. Бересту плести хочу научиться. Но пока перед глазами нет заразительного примера, каким для меня в детстве был мой отец.
 
Некоторая информация за последние годы немного устарела, но, в основном, всё обстоит именно так.

8. Много ли совсем брошенных домов. Преобладают, как я поняла, одноэтажные дома?

Ответ:
Специфика нашего посёлка состоит в том, что дома здесь деревянные и в основном двух-, четырёх-, шести- и восьми-квартирные. Те квартиры, что «совсем брошенные», для жилья мало или почти не пригодны. Ещё лет десять-пятнадцать назад можно было найти совсем пустые квартиры втиснутся туда «по-наглому и прописаться» чтобы жить, но теперь местная власть все пустующие квартиры взяла под контроль.

Теперь, после вступления в силу новых поправок жилищного кодекса, всем желающим поселиться в нашем посёлке необходимо получить здесь временную прописку. Для этого надо искать владельцев жилья, готовых вам её предоставить. После чего можно становиться на очередь для получения жилья. Если у вас для этого будет достаточно оснований. Вам могут выделить жильё в квартире из госфондов. В основном все они уже розданы нуждающимся в пользование под договора соцнайма, а те что остались имеют неприглядный вид и требуют некоторого ремонта. Если вы готовы их отремонтировать за свой счёт и поселиться там, тогда придётся тоже заключить договор соцнайма и получить там постоянную прописку. Вот только не скажу, позволено ли их в дальнейшем приватизировать или нет.

9. Какие фрукты и овощи люди выращивают, (меня как ростовчанку это больше всего интересует =) — Помидоры,огурцы, яблоки, и т.п.?

Ответ:
Сельскохозяйственной земли у нас как таковой нет. У нас таёжная зона. Максимум — это огороды по 10-15 соток на суглинках и супесях. Нашему посёлку скоро 50 лет и ещё в первые годы, как он образовался, здесь даже картошка не у всех росла. Лето у нас короткое, не более 100дней без заморозков бывает.Во многом помогает в жизни своя земля. Слава Богу, картошка и корнеплоды сейчас, после полувековой обработки этих земель, родятся неплохо. Капуста хорошая. Огурцы и помидоры тоже растут в теплицах под стеклом. Под плёнкой — слабовато. Сейчас стали ставить простые арочные теплицы из поликарбоната.

Но я склонен пойти дальше. Хочу строить вегетарий с отоплением и подпочвенным подогревом, чтобы получать ранние овощи и зелень к своему столу и на продажу. Зная некоторые тонкости «северной агротехники» можно смело получать приличные урожаи. Фрукты у нас на севере за Уралом тоже бывают. Морозостойкие сорта яблонь есть у энтузиастов-любителей. С ягодами проблем нет. Даже облепиха и вишня зимуют. Крыжовник тоже. Я уж не говорю про смородину и малину.

Но это всё не самое главное. Местный люд в основном заготавливает вёдрами дикоросы: бруснику, клюкву, чернику, голубику, морошку и прочее понемногу. Раз в четыре-пять лет бывает хороший орех с кедра. Грибов у нас в дождливое лето — собирай, не ленись. Многие на дикоросах неплохо зарабатывают в сезон. Лично я три года назад заложил основу для своей орехоплодной плантации кедра сибирского. Почти весь мой гектар под это уйдёт.

Сейчас есть пять привитых пятилетних деревьев с особыми свойствами (максимально высокая урожайность). Это мой маточник. На участке возле дома высажено полсотни кедров 10-15 летнего возраста под прививку и пересадку — это мой будущий питомник. Саму плантацию буду закладывать в ближайшие годы. Потребуется ещё сотни две-три деревьев. Этого добра в тайге завались. Надо только уметь работать с этим материалом – правильно пересаживать и делать прививки.
 
Яков, а можно ли как-то получить консультацию — насчет высадки деревьев. А то наша попытка посадить кучу хвойных вокруг поселка пока закончилось плачевно — очень много не прижилось.
 
Мрия, конечно можно. Вас что конкретно интересует? 1-2-3-летние саженцы с открытой корневой системой под меч Колесова или более взрослые деревца с комом земли? Где вы берёте посадочный материал. в какие условия сажаете (почва, влажность, травяной покров?). Какие виды? Местные или привозные?
 
Яков, мы берем материал, что дают — в рамках акции — посади дерево. Это очень мелкие саженцы сосны, ели, лиственницы, кедра. Почвы у нас суглинистые. Единственное что есть — это конский навоз. Фактически этим летом деревья не выдержали засуху. По весне посмотрим — что случится с теми, что посадили осенью по склонам оврага.
 
Сверху Снизу