Анастасиевцы, движение «Звенящие кедры» — поселения родовых поместий

Хотел бы начать тему запостив несколько видео, перекликающихся между собой, авторы которых вступают в дискуссию по поводу Анастасиевского движения. Второе видео является ответом на первое. Оговорюсь, что сам я не представляю позиции никого и участников дискуссии, а хотел бы посмотреть на ситуацию немного со стороны, как внешний наблюдатель. Хотел бы использовать эти видео в качестве иллюстрации к вопросам, которые хотелось бы обсудить. А обсудить хотелось проблематику создания сообщества единомышленников на земле, социальные аспекты.

Видео Артема Войтенкова «Тупик Анастасии. Провал проекта родовых поместий Звенящие кедры»:

https://youtu.be/2bAH7phq6gA


Ответ Анатолия Карпова «Выход из тупика Анастасии — о проблемах развития родовых поместий.»:

https://youtu.be/caOq0B4_yaY
 
Разбор проблематики Анастасиевского движения, который проводит Артем Войтенков, на мой взгляд, достаточно плоский и поверхностный, он целиком фокусируется исключительно на бытовых проблемах (отсутствие комфортных условий проживания, электричества, дорог, медицины, школы, досуга итп.) Артем отмечает реально существующие проблемы, но на мой взгляд они не ключевые. И даже проблема конфликта между грубой реальностью и красивыми, возвышенными, утопическими идеями, описанными в книгах, между идеями и трудностями их внедрения на практике, на мой взгляд, не является главной.
Ключевой проблемой для любого сообщества, на мой взгляд, является проблема человеческих взаимоотношений, проблема коллективности социальных связей — сообщества, общности и общинности.

Активисты и организаторы движения родовых поместий «Звенящие кедры» несомненно эту проблему видят и пытаются ее осмыслять. Можно видеть как Анатолий Карпов инициирует размышление над этой проблемой на следующем видео, из которого я сначала приведу короткую выдержку монолога одного хозяина родового поместья:

«У нас в поселении каждый сам по себе, то есть у нас получается каждый сам себе хозяин, в общем чего хочу, то и ворочу на своем поместье и полностью своим временем распоряжаюсь и только его трачу на себя. Я знаю, что есть поселения где есть некий лидер и там принимаются уставы и какое-то время каждый участник такого поселения тратит на общественные нужды. И вот если я думаю исключительно от себя, свои личные цели, то мне конечное выгоднее та ситуация, как у нас.
То есть я не люблю тратить время на общественные проекты, в которых я не уверен в их нужности.»

https://youtu.be/tItyMjjQWl8?t=4875
 
Редактирование:
И даже проблема конфликта между грубой реальностью и красивыми, возвышенными, утопическими идеями, описанными в книгах, между идеями и трудностями их внедрения на практике, на мой взгляд, не является главной. Ключевой проблемой для любого сообщества, на мой взгляд, является проблема человеческих взаимоотношений...
Проблема взаимоотношений — слишком общая оценка. Это проблема любых сообществ на Земле. Проблема общения с непохожими на меня и согласования интересов с неродными мне.

Разница между реальностью и мечтой (фантазией) определяет длину того пути, который людям суждено пройти. Мегре много лет врал читателям о том, что они ходячие боги, что в лесу шастает нагишом богиня Анастасия, и что белочка будет приносить еду. Эта сказка притянула людей определённого психотипа, а потом реальность выскочила из-за угла и саданула лопатой по голове. Вот и получилось: люди в основном были добрые и светлые, а начинать пришлось даже не с нуля, а с минусов, ибо лет 15 ушло на трезвление от писательских фантазий.

С другой стороны, за эти десятилетия они накопили гигантский опыт коллективной жизни на природе. Такой опыт даёт им право не слушать «сторонних наблюдателей» вроде тебя и меня. Рано или поздно появится или уже появилось, может быть, обобщение их опыта, навроде того, что сделала Диана Кристиан для ряда западных «альтернативных поселений».

У экопоселенцев накоплена и масса сугубо практического опыта (строительного, земельного, садово-огородного). Если интересна такая жизнь, лучше ехать в успешные поселения и учиться.
 
Редактирование:
Проблема взаимоотношений — слишком общая оценка. Это проблема любых сообществ на Земле. Проблема общения с непохожими на меня и согласования интересов с неродными мне.
Максим,
Да, проблема человеческих взаимоотношений общая, поэтому я рассматриваю Анастасиевские поселения как пример , а не посвящаю тему Анастасиевцам предметно. Как пример тех, кто пощупал это на практике , в реальных условиях на протяжении большого количества лет.
Проблема взаимоотношений сложная, многогранная и необъятная, но есть у нее и простой критерий — сообщество в данном конкретном месте либо есть, либо его нет)
Понятно, что существует много градаций от ни к чему не обязывающей тусни за чаем, до кооперации, совместных проектов или даже общины. И каждый опыт взаимотношений по своему ценен на своем месте, даже наиболее поверхностный и наименее продуктивный.
Мегре много лет врал читателям о том, что они ходячие боги, что в лесу шастает нагишом богиня Анастасия, и что белочка будет приносить еду. Эта сказка притянула людей определённого психотипа, а потом реальность выскочила из-за угла и саданула лопатой по голове. Вот и получилось: люди в основном были добрые и светлые, а начинать пришлось даже не с нуля, а с минусов, ибо лет 15 ушло на трезвление от писательских фантазий.
Из того, что я наблюдаю Анастасиевцы уже пришли в конфликт с Мегре. Он продолжает колесить по стране с лекциями про спасительную силу кедровых орешков и докатился уже до того, что нашел себе молодую любовницу, ярую сторонницу Навального, ведущую гламурный образ жизни и передал ей бразды управления движением. Далее начались попытки установить централизованный контроль, создать вертикаль власти и захватить управление всеми поселениями. Эта их либеральная фюрерша попыталась установить тоталитарную вертикаль власти.
Интересно, то, что Анастасиевские поселения годами существовали в условиях отсутствия централизованной вертикали власти и иерархии. Каждое поселение устанавливало свои правила, которые варьировали по степени строгости от места к месту, где-то полная анархия, где-то более строгие добровольные ограничения. Органом управления в поселении является вече. Решение принимается большинством голосов. Короче говоря уникальность была еще в том, что это была большая сеть сообществ, в которых не было тоталитарного контроля и психологического давления со стороны структуры на ее членов. У них существуют содружества поселений , ассоциации, а так-же была даже какая-то Родная партия, но все объединения носили добровольный характер и вектор самоорганизации »снизу —> вверх«. Сверху их никто не доминировал.
Так-же Анастасиевцы всегда отличались веротерпимостью, как к традиционным конфессиям так и к различным экзотическим духовным учениям.
Плюс традиционно Анастасиевцы придерживаются почвеннических, патриотических взглядов и Навальный с либеральной тусовкой вызывает у них острое отторжение.
Короче говоря, появилась эта профурсетка и у них разгорелась череда конфликтов. Похоже какие-то политические силы и группы влияния пытаются захватить контроль над движением. Но это оказалось не так просто сделать, потому, что люди уже привыкли существовать общественной жизнью в режиме самоорганизации).
Всех подробностей разгоревшегося конфликта я не знаю, поскольку наблюдаю за ситуацией извне, я не вхож в эти круги.
Сам Мегре похоже на поверку оказался человеком не очень достойным. Но он дал людям мечту, цель вектор, люди двинулись в путь и в процессе пути переросли своего учителя и свое учение) Вот, что примечательно для меня в этой истории. Я читал такие высказывания анастасиевцев — Мегре просто канал, не обязательно, он может быть несовершенным как личность. Получается, что исток движения не обязательно может быть полностью совершенным, абсолютным авторитетом и единственным упованием. Движущая сила заключена и в самих людях, в самой Жизни, может быть в чем то что нисходит на людей Сверху?
Даже такая странная мысль — не так важно каким этот источник учения является (конечное из чего-то абсолютно деструктивного навряд ли что то благое разовьется)
Даже несмотря на то, что поется в песне: «От чистого истока Прекрасное далеко, я начинаю путь».
Немного путаные рассуждения

https://www.youtube.com/watch?v=MB8MYd6Y1XU
 
Валентин, конечно, умные люди в их кругах давно на Мегре не зацикливаются. Повторю, их опыт жизни в экопоселениях почти уникален на постсоветском пространстве. И полезен :) Я вот много лет не пользуюсь магазинными шампунями (слишком агрессивная химия), получаю от анастасийской семьи раз в полгода посылочку с натуральным твёрдым шампунем и зубной пастой, что они сами делают для себя и на продажу. И мне хорошо, и им поддержка.
 
В числе Анастасиевцев много достойных людей со светлыми помыслами, но встречаются и странные персонажи из числа молодых людей, строящих дом, осваивающих огородные премудрости, но когда в ответ на очередной пост в блоге о приобретении очаровательной собачонки задаёшь им вопрос: А как насчёт того, чтобы завести детей, твой коммент удаляют. О каком РОДОВОМ поместье тогда тут речь? Похоже, что такой народец просто использует формат гектарного участка рядом в достойным, по их мнению, окружением.
 
В числе Анастасиевцев много достойных людей со светлыми помыслами, но встречаются и странные персонажи из числа молодых людей, строящих дом, осваивающих огородные премудрости, но когда в ответ на очередной пост в блоге о приобретении очаровательной собачонки задаёшь им вопрос: А как насчёт того, чтобы завести детей, твой коммент удаляют. О каком РОДОВОМ поместье тогда тут речь? Похоже, что такой народец просто использует формат гектарного участка рядом в достойным, по их мнению, окружением.
Яков, На сколько я осведомлен у Анастасиевцев распространены и приветствуются многодетные семьи, а в некоторые поселения даже не берут бездетных на уровне прописанных правил вступления. У них идеологически многое крутится вокруг понятия Род, а само поместье позиционируется как родовое и должно переходить по наследству от родителей к детям. А без детей род как концепция теряет смысл.
Но вообще видимо там хватает разных персонажей, много тусовщиков-дачников, мажоров, полухиппи итп.
И кстати вам не приходило в голову — вдруг у этих людей, которым вы задали вопрос есть какие то физиологические ограничения по части деторождения и ваш вопрос мог оказаться для них болезненным? Просто как гипотеза.
 
Сверху Снизу