О проекте «Соорганизатор»

Редакция текста: сентябрь 2020.

Включайтесь в создание открытого некоммерческого учебно-просветительского проекта, с помощью которого активные люди смогут помогать друг другу в становлении себя как общественных организаторов.

Соорганизатор (социальный организатор) — это человек, который объединяет на местности разобщённых людей в деятельное сообщество (либо сообщества в союз) ради достижения общих социально-значимых целей.

Такие люди содействуют самоорганизации и развитию местных сообществ, запуская созидательные изменения на местности. Проект будет особенно актуален для пяти групп:
  • Соседи, земляки с проблемами общей территории (в городах и сёлах).
  • Предприниматели, часто мелкие производители, желающие сохранить своё дело и развить его.
  • Руководители и депутаты муниципалитетов, радеющие за развитие своих территорий.
  • Городские переселенцы, желающие уехать за город (в пригород) на ПМЖ и развивать глубинку.
  • Поселенцы, имеющие проблемы с развитием обособленного сельского поселения (общины).
Этапы развития проекта:
  1. Создание интернет-форума soorganizator.ru как среды для общения и самообучения.
  2. Создание площадки в пригороде Уфы в формате кофейни-лектория-офиса-кооператива (к.л.о.к.)
  3. Создание копилки историй с опытом развития собственных территорий, местных сообществ, некоммерческих проектов, небольших бизнесов, кооперации.
  4. Создание бесплатного учебного онлайн-курса «Основы соорганизации».
  5. Запуск сопутствующих оффлайн-мероприятий: семинаров, слётов, учебно-творческих игр.
  6. В сотрудничестве с партнёрами и друзьями, запуск сети к.л.о.к.-проектов по стране.
  7. В союзе со всеми здоровыми силами общества, ненасильственная перезагрузка системы местного самоуправления. Мечтать полезно! 🌞
Начинаем с публикации полезных материалов и форумного общения. В качестве первого материала предлагаем небольшую книгу: «Школа социального организатора как проект развития местных сообществ». Этот текст можно рассматривать как скромный вклад автора в общее дело – в создание неформальной школы социального организатора.

Ключевые новости: vk.com/soorganizator или facebook.com/groups/soorg
 
Редактирование:
Обоснование социальной значимости

Для начала укажем на пять взаимосвязанных проблем сельских и городских территорий России.

Проблема 1. Общая деградация территорий России за последние десятилетия. Исчезновение десятков тысяч сёл и деревень. Увеличение площади необрабатываемых земель. Рост безработицы и бедности. Крайне низкая доля собственных доходов муниципалитетов. Отток молодёжи в мегаполисы. В городах – разобщённость, атомизированность людей на уровнях территориальных и профессиональных сообществ.

Проблема 2. Слабая опора на внутренние ресурсы территорий. Не только на селе, но и в городах доминирует дотационная модель с зависимостью от федеральных и региональных бюджетов, а также внешних инвестиций. Развиваться изнутри невыгодно – урежут дотации. При этом дотации и крупные инвесторы не могут переломить тенденцию к сжиманию малолюдных территорий ближе к центрам, «оптимизации» сельских школ и фапов, укрупнению муниципальных округов для снижения расходов на инфраструктуру. В городах опора на внешние ресурсы (а значит и внешнее управление) приводит к беспорядочной и угнетающей горожан застройке, уничтожению памятников и парков, уродованию исторических центров и набережных, засилью крупных торговых и производственных объектов, прибыль от которых не остаётся на территории, а уходит в далёкие центры и офшоры.

Проблема 3. Низкая консолидация всех сил и игроков на местности. Местные ресурсы, местные рынки и местные сообщества не рассматриваются как источники внутренних инвестиций и фундамент для изменений. Невысокий уровень взаимодействия населения, бизнеса и власти. Низкий уровень гражданского участия в развитии местной экономики, местного самоуправления, местной политики. Почти полное отсутствие развитых и активных местных сообществ.

Проблема 4. Острый недостаток целенаправленной работы по развитию местных сообществ. Практически отсутствуют подготовленные специалисты, социальные организаторы, комьюнити-менеджеры, которые должны работать с развитием сообществ на местах.

Проблема 5. Отсутствие в России учебных заведений и программ по подготовке специалистов по развитию местных сообществ. Отсутствие общедоступных и открытых учебных материалов для организаторов и лидеров, а также площадок для общения и обучения онлайн и оффлайн.

Как следствие:

1.
Проблемы дворов, районов и муниципалитетов не контролируются на уровне местных сообществ, а целиком отданы на управление организациям, зависимым от властных структур и крупных корпораций. В городах и сёлах почти нет местного самоуправления на низовом уровне.

2. Это приводит к тому, что при возникновении острых проблем у населения отсутствуют механизмы конструктивного взаимодействия с властью и самостоятельного решения насущных вопросов. Доминирует одна форма – публичный протест, ультиматумы и точечное разрешение наиболее «громких» ситуаций.

3. В свою очередь, это приводит к тому, что люди становятся уязвимыми перед профессиональными провокаторами, увлекающими энергию народа в воронки только политической борьбы. Создаваемые с их подачи структуры заряжают людей преимущественно на агрессивные протестные действия, при этом механизмы системной работы с проблемами не создаются или профанируются.

4. В конечном счёте, в городах и сёлах происходит разделение людей на основную, инертную, разочаровавшуюся в «политике» и никак не организованную массу – с одной стороны, и радикально настроенное меньшинство – с другой. В такой атмосфере трудно выделиться и обрести поддержку народным лидерам, желающим работать над созданием сильных соседских и профессиональных сообществ.

Развитие территорий России невозможно без опоры на внутренние ресурсы и местные сообщества. Однако развитие местных сообществ крайне затруднено без подготовки местных лидеров и организаторов.

Парадокс: объединившись, люди могут решать любые проблемы, но решить самостоятельно первичную проблему – объединиться – могут почему-то не всегда.

Понимание этого породило в мире такой род деятельности как организатор местных сообществ (community organizer), социальный организатор (social organizer). Этому обучают в ВУЗах и учебных центрах при поддержке правительств и некоммерческих фондов. В десятках стран существуют сотни учебных курсов и программ для подготовки специалистов по развитию местных сообществ.

Однако в России такой практики почти нет. Весной 2019 был запущен короткий 38-часовой курс дополнительного образования «Менеджер местных сообществ» под крышей «ВШЭ». Однако курс этот платный и нацелен больше на городское добрососедство в МКД, работников муниципалитетов и ТОС. Заслуживает отдельного внимания публичная деятельность (в том числе платные семинары и открытые лекции) урбаниста Святослава Мурунова по развитию территорий и сообществ. Но широкого просвещения и обучения неформальных местных лидеров и организаторов, а также необходимой для этого дискуссионной площадки в Рунете нет до сих пор.

Итак, социально значимые цели проекта «Соорганизатор»:

1.
Содействие развитию городских и сельских территорий России через опору на внутренние ресурсы, собственные силы и местные сообщества.

2. Содействие появлению в России общедоступного обучения основам развития местных сообществ, основам социальной организации и территориального развития. В том числе создание в Рунете открытой площадки для общения и самообучения.

3. Содействие появлению созидательно настроенных общественных лидеров этической направленности, в том числе неформальных. Противодействие доминированию деструктивных форм социального протеста, активности манипуляторов на фоне обострения экономической и политической ситуации в России.

4. Идейное и практическое участие в создании «третьего пути» как положительной альтернативы разрушительному курсу властвующей элиты и, одновременно, насильственному протесту против такого курса.

5. Вовлечение простых граждан в подъём местного самоуправления, местной экономики, местной политики.
 
Редактирование:
Проблемы социальных групп

Перечислим актуальные проблемы (они же — задачи), которые необходимо решить представителям пяти упомянутых выше социальных групп.

Кто-то из соседей и земляков должен стать соорганизатором, чтобы:
  • Разрешить, наконец, конфликт на общей территории, где каждый возмущается происходящим, но никто не берётся довести дело до конца. (Уничтожение природной среды и ландшафта, несогласованная застройка, необоснованные коммунальные платежи, проблемы парковки, мусор и загрязнение среды, бытовые ссоры, антисоциальное поведение и т.д.)
  • Реализовать, наконец, потребность в улучшении общей инфраструктуры, где все только соглашаются, но никто ничего не начинает. (Проектирование парка или детской площадки, ремонт или строительство общей дороги, уход за зелёными насаждениями и бездомными животными, и т.д.)
Предприниматель должен стать соорганизатором, чтобы:
  • Спасти свой небольшой бизнес от давления крупных транснациональных компаний и рейдерства.
  • Поверить в кооперацию и заразить верой других местных предпринимателей, в том числе бывших конкурентов.
  • Снизить за счёт соорганизации и кооперирования свои издержки, увеличить сбыт, получить доступ к выгодному кредиту.
  • Укрепиться сообща на местном рынке. Перестроить свой бизнес на работу с местными ресурсами для производства местной продукции для местного рынка.
Муниципальный руководитель или депутат должен стать соорганизатором, чтобы:
  • Преодолеть недоверие («стеклянную стену») между местными жителями и местной властью.
  • Выделить на территории местные сообщества и наладить взаимодействие с их лидерами.
  • Создать (поддержать) совместный проект развития муниципалитета, проект локальной экономики.
  • Увидеть в местных сообществах источники внутренних инвестиций, общественно-полезных действий, самоуправления.
  • Сэкономить в местном бюджете федеральные деньги, получить внебюджетные доходы. Показать себя хорошим управленцем и рачительным хозяином в глазах региональной и центральной властей.
Городской переселенец при отъезде на село (в пригород) должен стать соорганизатором, чтобы:
  • Решить проблему достойного заработка на новой территории, не замыкаясь на теме сельского хозяйства и фермерства.
  • Банально получить соседей и партнёров (один он территорию не заселит).
  • Создать коллективный проект развития выбранной территории (развитие территории подразумевает участие всех, кто на ней живёт или хочет жить).
  • Создать связи с местными жителями, местным бизнесом, местными властями, а для этого нужно говорить и действовать от имени коллектива (одного никто слушать не будет).
  • Найти ресурсы для переезда и создания общей инфраструктуры. Потратить как можно меньше. А для этого нужно объединяться и скидываться.
Поселенец (активист сельской общины) должен стать соорганизатором, чтобы:
  • Придать новый импульс развития своему коллективу, объединить соседей. Погасить конфликты, трансформировать столкновения взглядов и интересов в полезное действие.
  • Создать или усовершенствовать проект развития поселения, привязать его к проекту развития муниципалитета.
  • Сформулировать от имени «Мы» предложения местной власти, местным жителям, горожанам.
  • Запустить кооперацию местных бизнесов или войти в неё, став частью местной экономики.
Для соседей по дому, двору, посёлку сообщество — это коллектив местных жителей, организованный для решения проблем своей территорией.

Для предпринимателя сообщество — это члены его фирмы (артели), местные партнёры и конкуренты, местные кооперативы и союзы.

Для чиновника сообщество — это представители местных сообществ (фирм, организаций, посёлков, клубов).

Для уезжающего на село (в пригород) горожанина сообщество — это клуб и актив для переезда на конкретную территорию.

Как видим, лидерам каждой группы жизненно важно объединить на местности разобщённых людей в сообщество, способное успешно действовать ради достижения общих целей. То есть важно стать соорганизаторами.
 
Редактирование:
Сверху Снизу