О проекте «Соорганизатор»

Приглашаем включиться в создание открытого некоммерческого учебно-просветительского проекта, с помощью которого активные люди смогли бы помогать друг другу в становлении себя как общественных организаторов.

Соорганизатор (социальный организатор) — это специалист, который объединяет на местности разобщённых людей в деятельное сообщество (либо сообщества в союз) ради достижения общих социально-значимых целей.

Такие люди содействуют самоорганизации и развитию местных сообществ, запуская созидательные изменения на местности. Проект будет особенно актуален для пяти групп:

• Горожане, желающие переехать за город (в пригород) на ПМЖ и развивать глубинку.
• Поселенцы, имеющие проблемы с развитием обособленного сельского поселения.
• Предприниматели, часто мелкие производители, желающие сохранить своё дело и развить его.
• Руководители и депутаты муниципалитетов, радеющие за развитие своих территорий.
• Соседи по многоквартирному дому, кварталу, дачники с проблемами общей территории.

Этапы развития проекта:

Создание интернет-форума и новостного сайта soorganizator.ru как среды для общения и самообучения.
Создание бесплатного учебного курса «Основы соорганизации».
Создание копилки «Историй» о личном опыте развития местных сообществ, территорий, некоммерческих проектов, местных бизнесов, кооперации.
Запуск сопутствующих оффлайн-мероприятий: рабочих встреч, слётов, семинаров, учебно-творческих игр.

Начинаем с публикации полезных материалов и форумного общения. В качестве первого материала предлагаем небольшую книгу: «Школа социального организатора как проект развития местных сообществ». Этот текст можно рассматривать как личный вклад автора в общее дело – в создание народной школы социального организатора.

Ключевые новости публикуются на vk.com/soorganizator
 
Редактирование:
Обоснование социальной значимости

Для начала укажем на пять взаимосвязанных проблем сельских территорий и малых городов России. Сельская местность – преобладающая территория, и отсутствие полноценной жизни на селе грозит потерей страны в целом.

Проблема 1. Общая деградация сельских территорий России за последние десятилетия. Исчезновение тысяч и тысяч сёл и деревень. Увеличение площади необрабатываемых земель. Рост безработицы и бедности. Крайне низкая доля собственных доходов муниципалитетов. Отток молодёжи в города.

Проблема 2. Слабая опора на внутренние ресурсы территорий. Доминирует дотационная модель с зависимостью от федеральных и региональных бюджетов и внешних инвестиций. Развиваться изнутри невыгодно – урежут дотации. При этом дотации и крупные инвесторы не могут переломить тенденцию к сжиманию малолюдных территорий ближе к центрам, «оптимизации» школ и фапов, укрупнению муниципальных округов для снижения расходов на инфраструктуру.

Проблема 3. Низкая консолидация всех сил и игроков на местности. Местные ресурсы, местные рынки и местные сообщества не рассматриваются как источники внутренних инвестиций и фундамент для изменений. Невысокий уровень взаимодействия населения, бизнеса и власти. Низкий уровень гражданского участия в развитии местной экономики, местного самоуправления, местной политики. Почти полное отсутствие развитых и активных местных сообществ.

Проблема 4. Острый недостаток целенаправленной работы по развитию местных сообществ. Практически отсутствуют подготовленные специалисты, социальные организаторы, комьюнити-менеджеры, которые должны работать с развитием сообществ на местах.

Проблема 5. Отсутствие в России учебных заведений и программ по подготовке специалистов по развитию местных сообществ. Отсутствие общедоступных и открытых учебных материалов для организаторов и лидеров, а также площадок для общения и обучения онлайн и офлайн.

В крупных городах России проблема по сути та же – разобщённость, атомизированность людей на самых важных, «низовых» уровнях – уровнях территориальных и профессиональных сообществ. Как следствие можно выделить типичные для горожан проблемы (две трети жителей России – горожане):

1. Проблемы дворов, кварталов и районов не контролируются на уровне местных сообществ, а целиком отданы на управление организациям, зависимым от властных структур и крупных корпораций. В городах почти нет местного самоуправления на низовом уровне.

2. Это приводит к тому, что при возникновении острых проблем у населения отсутствуют механизмы конструктивного взаимодействия с властью и самостоятельного решения элементарных вопросов. Доминирует только одна форма – публичный протест, ультиматумы и точечное разрешение наиболее «громких» проблем.

3. В свою очередь, это приводит к тому, что жители городов становятся уязвимыми перед профессиональными технологами и провокаторами, увлекающими энергию народа в воронки только политической борьбы. Создаваемые с их подачи ячейки и структуры заряжают людей преимущественно на единичные и агрессивные протестные действия, при этом механизмы системной работы с проблемами не создаются или профанируются.

4. В конечном счёте, в городах происходит разделение людей на основную, инертную, разочаровавшуюся в «политике» и никак не организованную массу – с одной стороны, и радикально настроенное меньшинство – с другой. В такой атмосфере трудно выделиться и обрести поддержку народным лидерам, желающим работать над созданием сильных соседских и профессиональных сообществ.

Развитие территорий России невозможно без опоры на внутренние ресурсы и местные сообщества. Однако развитие местных сообществ крайне затруднено без подготовки местных лидеров и организаторов.

Парадокс: объединившись, люди могут решать любые проблемы, но решить самостоятельно первичную проблему – объединиться – могут почему-то не всегда.

Понимание этого породило в мире такой род деятельности как организатор местных сообществ (community organizer), социальный организатор (social organizer). Этому обучают в ВУЗах и учебных центрах при поддержке правительств и некоммерческих фондов. В десятках стран существуют сотни учебных курсов и программ для подготовки специалистов по развитию местных сообществ.

Однако в России такой практики почти нет. Весной 2019 был запущен короткий 38-часовой курс дополнительного образования «Менеджер местных сообществ» под крышей «ВШЭ». Однако курс этот платный и нацелен больше на городское добрососедство в МКД, работников муниципалитетов и ТОС. Также заслуживает отдельного внимания деятельность, платные курсы и открытые мероприятия урбаниста Святослава Мурунова по развитию территорий и развитию сообществ. Но общедоступного и широкого обучения неформальных местных лидеров и организаторов, а также необходимой для этого открытой дискуссионной площадки в Рунете нет до сих пор.

Итак, социально значимые цели проекта «Соорганизатор»:

1.
Содействие развитию территорий России, особенно сельских, через опору на внутренние ресурсы, собственные силы и местные сообщества.

2. Содействие появлению в России общедоступного обучения основам развития местных сообществ, основам социальной организации и территориального развития. В том числе создание в Рунете открытой площадки для общения и самообучения.

3. Содействие появлению созидательно настроенных общественных лидеров этической направленности, в том числе неформальных. Противодействие доминированию радикальных и деструктивных форм социального протеста, активности манипуляторов и провокаторов на фоне обострения экономической и политической ситуации в России.

4. Идейное и практическое участие в создании «третьего пути» как положительной альтернативы неэффективному курсу внутри страны и, одновременно, насильственному протесту против такого курса.

5. Вовлечение простых граждан в подъём местного самоуправления, местной экономики, местной политики.


(Текст будет корректироваться, будут добавлены ссылки на статистику, факты, цифры. Отзывы и замечания по тексту можно публиковать ниже.)
 
Редактирование:
Проблемы социальных групп

Перечислим актуальные проблемы (они же — задачи), которые необходимо решить представителям пяти упомянутых выше социальных групп.

Горожанин при переезде на село (в пригород) должен стать соорганизатором, чтобы:
  • Решить проблему достойного заработка на новой территории, не замыкаясь на теме сельского хозяйства и фермерства.
  • Банально получить соседей и партнёров (один он территорию не заселит).
  • Создать коллективный проект развития выбранной территории (развитие территории подразумевает участие всех, кто на ней живёт или хочет жить).
  • Создать связи с местными жителями, местным бизнесом, местными властями, а для этого нужно говорить и действовать от имени коллектива (одного никто слушать не будет).
  • Найти ресурсы для переезда и создания общей инфраструктуры. Потратить как можно меньше. А для этого нужно объединяться и скидываться.

Поселенец (активист сельского поселения) должен стать соорганизатором, чтобы:

  • Придать новый импульс развития своему коллективу, объединить соседей. Погасить конфликты, трансформировать столкновения взглядов и интересов в полезное действие.
  • Создать или усовершенствовать проект развития поселения, привязать его к проекту развития муниципалитета.
  • Сформулировать от имени «Мы» предложения местной власти, местным жителям, горожанам.
  • Запустить кооперацию местных бизнесов или войти в неё, став частью местной экономики.

Предприниматель должен стать соорганизатором, чтобы:

  • Спасти свой небольшой бизнес от давления крупных транснациональных компаний и рейдерства.
  • Поверить в кооперацию и заразить верой других местных предпринимателей, в том числе бывших конкурентов.
  • Снизить за счёт соорганизации и кооперирования свои издержки, увеличить сбыт, получить доступ к выгодному кредиту.
  • Укрепиться сообща на местном рынке. Перестроить свой бизнес на работу с местными ресурсами для производства местной продукции для местного рынка.

Муниципальный руководитель или депутат должен стать соорганизатором, чтобы:

  • Преодолеть недоверие («стеклянную стену») между местными жителями и местной властью.
  • Выделить на территории местные сообщества и наладить взаимодействие с их лидерами.
  • Создать (поддержать) совместный проект развития муниципалитета, проект локальной экономики.
  • Увидеть в местных сообществах источники внутренних инвестиций, общественно-полезных действий, самоуправления.
  • Сэкономить в местном бюджете федеральные деньги, получить внебюджетные доходы. Показать себя хорошим управленцем и рачительным хозяином в глазах региональной и центральной властей.

Один из соседей по дому, двору, кварталу должен стать соорганизатором, чтобы:

  • Разрешить, наконец, конфликт на общей территории, где каждый возмущается происходящим, но никто не берётся довести дело до конца. (Коммунальные платежи, парковка, мусор и загрязнение среды, бытовые ссоры, антисоциальное поведение т.д.)
  • Реализовать, наконец, потребность в улучшении общей инфраструктуры, где все только соглашаются, но никто ничего не начинает. (Детская площадка, общая дорога, зелёные насаждения, бездомные животные и т.д.)
Для уезжающего на село (в пригород) горожанина сообщество — это клуб и актив для переезда на конкретную территорию.

Для поселенца сообщество — это коллектив поселения, соседи, семьи.

Для предпринимателя сообщество — это члены его фирмы (артели), местные партнёры и конкуренты, местные кооперативы и союзы.

Для чиновника сообщество — это представители местных сообществ (фирм, организаций, посёлков, клубов).

Для соседей по дому (двору) сообщество — это коллектив жильцов, организованный для решения проблем своей территорией.

Как видим, лидерам каждой группы жизненно важно объединить на местности разобщённых людей в сообщество, способное успешно действовать ради достижения общих целей. То есть важно стать соорганизаторами.
 
Редактирование:
Сверху Снизу