Эксперт Андреев С.Ю. Антикризисная система «АС», развитие территорий, кооперация

«Соорганизатор» пополняет небольшой справочник о самых заметных экспертах и специалистах в области развития территорий и местных сообществ, самоуправления и кооперации, местной экономики и публичной политики. Вся информация берётся с официальных страничек и других открытых источников.


Андреев Сергей Юрьевич
Санкт-Петербург

Андреев Сергей Юрьевич фото.jpg

Доктор экономических наук, директор «Центра регионального развития» Северо-Западного филиала РАНХиГС при президенте РФ. Специалист по стратегии территориального развития и кооперации. Автор 36 книг. Разработчик антикризисной системы «АС». Непосредственный свидетель и аналитик уникального экономического эксперимента Магомеда Чартаева.

Внесен в Видную книгу «Выдающиеся личности России» за подписью Патриарха Всея Руси Алексия II (1999). Удостоен звания «Лучший экономист года России» решением специальной федеральной комиссии (2004).

В течение 12 лет — депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (1994 — 2007). Работал в составе Бюджетно-финансового комитета, автор ряда законопроектов о комплексных программах развития Санкт-Петербурга. Возглавлял Комиссию по образованию, культуре и науке.

http://sistema-as.ru/about
 
Разгром проекта «Кооперативного кодекса» ООДРК

В июне 2017 года в Минюст России был отправлен проект так называемого «Кооперативного кодекса» РФ. Документ был за подписью Малого А.А., являющегося сопредседателем «ОНФ» по Московской области и возглавляющего некое «Общероссийское общественное движение развития кооперации» (ООДРК).

Сергей Юрьевич Андреев выполнил экспертный анализ представленного документа, благодаря чему, во многом, этот разрушительный для российской кооперации проект был остановлен.

Так как это не первая и не последняя попытка уничтожить кооперацию в зародыше, то нам необходимо быть в курсе. Приведём общие выводы С.Ю. Андреева, а полный текст анализа (37 стр.) можно скачать по ссылке ниже.

В качестве основных постулатов Проект содержит следующее:
  1. Прибыль проводится как основная цель кооперации; иметь прибыль кооператив обязан. Некоммерческая кооперация исключена как категория.
  2. В основе предлагаемой системы кооперации лежит объединение капиталов (денег и имущества), а не людей.
  3. Основное понятие – «Кооперативная собственность» не раскрыто.
  4. Никаких правовых новаций, кроме использования действующих норм законодательства, Проект не несёт.
  5. Многие, в том числе важнейшие смысловые понятия, носят размытый характер и допускают множественную трактовку. Сюда относятся основополагающие термины: пай, кооператив, субсидиарная ответственность, неделимый фонд, паевой фонд и другие. Перепутаны права и обязанности членов производственной кооперации. Не раскрыто понятие «приращенного пая», для которого предусмотрено «погашение» (без объяснения термина), и так далее.
  6. Не определён порядок формирования и расходования доходов кооператива.
  7. Отсутствует принципы разграничения кооперативов на производственные и потребительские.
  8. Сельскохозяйственная кооперация как категория не выделена, хотя эта сфера связана с продовольственной безопасностью страны и является приоритетной.
  9. Попытка применения норм трудового законодательства к членам кооператива – убийственна для кооперации, поскольку лишает кооперативный механизм главных стимулов (работа для удовлетворения потребностей пайщиков, а не за плату).
  10. Кооперацию пытаются поставить под контроль самыми разными способами. Первый из них – создавая при органах власти некие образования без статуса и полномочий, оплачивать содержание которых станет кооперация – ради контроля и координации со стороны этих органов. Второй – создание кооперативов с особым статусом: «Кооперативы с государственной (муниципальной) поддержкой», которым власть станет оказывать определённые взаимовыгодные услуги. Третий – контроль через союзы кооперативов, получающие право вводить, по сути, внешнее управление, иметь доступ ко всем операциям кооперативов-членов союза, и с помощью «наблюдателя» блокировать действия с финансами и имуществом (такая норма уже существует в действующем законодательстве, в Проекте он усилена и расширена). Четвёртым способом давления на кооперацию является создание СРО – саморегулируемых структур, функции которых будут возложены на те же союзы кооперативов, включающие в состав более 25 членов.
  11. Положение о кооперативном участке в Проекте отсутствует, но приведённые нормы определяют, что уполномоченные от пайщиков участка лица обладают урезанным объёмом полномочий. В том числе, они не могут обсуждать вопросы вступления кооператива в союз, и выхода из такого союза.
  12. Многие решения в кооперативе, в соответствии с проектом, принимаются либо единогласно, либо ¾ голосов пайщиков на общем собрании. Это делает невыполнимым целый пласт важнейших решений, буквально связывая кооперативу руки (в том числе, по вопросам выхода из союз кооперативов).
  13. Красной нитью (и многократно повторяясь) через статьи Проекта проводится мысль о свободном участии иностранцев в российской кооперации, в качестве пайщиков (а значит, учредителей) кооперативов. Это содержит в себе величайшую опасность национального масштаба.
  14. Работа кооперативов может быть заблокирована с помощью нескольких примитивных механизмов. Так, в соответствии с Проектом предполагается регистрировать в уставе кооператива размеры паевого и неделимого фондов. Поскольку это величины плавающие и каждодневно изменяемые, проведение общего собрания по каждому такому изменению невозможно – следовательно, кооператив нарушит законодательство и выйдет за рамки правового поля.
  15. Такая же блокирующая деятельность кооперативов норма касается филиалов кооператива: их регистрация в уставе должна быть обязательна, а следовательно, открытие офиса в другом субъекте РФ предусматривает внеочередное собрание всех пайщиков. Расширение деятельности «по горизонтали» в таких условиях невозможно.
  16. Постоянное присутствие в статьях Проекта «ассоциированных членов» кооператива, которые дают кооперативу деньги, но участия в его деятельности не принимают (даже путём приобретения его продукции), предполагает возможность внешнего финансового контроля за кооперативом.
  17. Апофеозом безграмотности является предлагаемая норма, в соответствии с которой кооператив может выпускать акции для продажи физическим и юридическим лицам. Эта норма венчает пустые по содержанию статьи Проекта, в которых должно быть изложено экономическое отличие кооперации от иных видов хозяйственной деятельности.
ВЫВОД ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКЕ

С помощью Проекта кооперацию пытаются блокировать как механизм:
контролировть через союзы, СРО, надстройки при губернских и муниципальных Администрациях, разделять по статусу на два сорта (около власти и без неё), открывают к отечественной кооперации доступ иностранцев и организуют некую «пятую колонну» из ассоциированных членов, которые могут с помощью финансовых инструментов (дал – забрал) воздействовать на кооперацию извне.

Делается попытка приравнять наёмных работников к членам кооператива, подменив принцип «удовлетворение потребностей пайщиков» работой за деньги. При этом невнятица в понятийном аппарате, привносимая авторами Проекта, лишь способствует тому, чтобы среди пустых деклараций, которыми изобилует текст, данные постулаты послужили каркасом для Кооперативного кодекса.

Лучшего способа, чтобы покончить с кооперативным движением, трудно представить. Говорить о «наивности и некомпетентности» авторов Проекта (дескать, хотели как лучше, получилось как всегда) не следует. Перед нами хорошо смоделированный документ, несущий для кооперативного движения паралич и последующую организационно-экономическую смерть. Попытки внести в текст поправки, приведённые в Аналитической записке по ходу текста, не изменят общей картины, поскольку в Проект заведены убийственные для кооперации общие правила. Они сработают, несмотря на попытки изменить частности.

ОБЩИЙ ВЫВОД

Для создания Кооперативного Кодекса РФ, ориентированного на развитие кооперации, все материалы данного Проекта должны быть исключены из употребления.

Андреев С.Ю.,
доктор экономических наук,
директор Центра регионального развития РАНХиГС при президенте РФ
 

Вложения

Редактирование:
Сверху Снизу