8. Соорганизация и кооперация


Взаимопомощь

В воздухе пахнет грозой. Центр мировой финансовой власти начинает трещать в самом фундаменте и медленно разрушаться под грузом внутренних и внешних противоречий. Система глобального неолиберального капитализма вошла в ту стадию, когда порождаемые этой системой деструктивные последствия начинают доставать самих авторов и носителей. Процесс становится наглядным и необратимым. Мы живём на периферии грядущих глобальных потрясений, и хочется верить, что наша удалённость и «отсталость» дадут нам запас времени и шанс.

Во времена тектонических сдвигов и катастроф усиливается стремление самой развитой части живого мира к взаимной помощи на основе альтруизма и кооперации. Объединение и взаимная помощь предстают перед нами в качестве факторов эволюции всех форм жизни — от простейших и насекомых до животного мира и людских сообществ.

Тактические преимущества, которые наиболее хищные виды и особи получают в результате взаимной конкуренции и борьбы, не дают выживания и развития в стратегической перспективе. На длинной дистанции выживают именно те, которые не могли опираться на индивидуальную грубую силу, и поэтому были вынуждены адаптироваться и спасаться за счёт объединения усилий себе подобных.

Никакое же объединение невозможно без готовности жертвовать чем-то своим ради общего блага. Альтруизм и нравственное поведение становятся залогом подлинного выживания. Современный багаж научно-исторических и религиозно-философских наблюдений позволяет утвердить новую формулу эволюции: на длительной исторической дистанции выживают «слабейшие».

Пётр Кропоткин.jpg

Глубочайшая мысль о том, что нравственное кооперативное поведение есть путь к «вечной жизни» как в религиозном, так и в биологическом смысле, никогда не подвергалась таким нападкам, как в трудах сотен дарвинистов, а позднее и марксистов. Знаменитый труд Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции», опубликованный на стыке веков в преддверии больших мировых потрясений, был ответом на «манифест» о хищной борьбе за существование Т. Гексли, называемого современниками «бульдогом Дарвина». Удивительно, но труды таких авторов как Кропоткин до сих пор выглядят одинокими голосами против целого хора защитников теории эгоистического хищного самоутверждения. Правда, сегодня эта неолиберальная теория прикрывается свободой индивидуальности, как «высшей ценностью», а также псевдонаучными представлениями о «невидимой руке» свободного рынка.

Примечательно, что одним из ключевых понятий в трудах Кропоткина является «общительность». Развивающийся в течение эволюции «инстинкт общительности» у животных и людей приводит к развитию склонности к общежитию, а затем и к нравственному развитию, в том числе к развитию «коллективного чувства справедливости», как необходимости заступаться за обиженных. Получается, что кооперативное поведение, взаимопомощь и сотрудничество, имеют в своей основе не только негативные факторы (необходимость выживать и защищаться), но ещё что-то, что невозможно объяснить понятием «выгода», пусть даже это выгода коллективная. Инстинкт общительности — это проявление духовной потребности в высшем творческом общении и единении.


Кооперация

Общительность, взаимопомощь и кооперирование на всех уровнях должны стать содержанием жизни последующих десятилетий как единственная альтернатива эгоистическим, частнокапиталистическим формам труда и жизни.

В экономической сфере России кооперация существует пока в качестве фантома, в виде голографии прошлого и смутных предчувствий будущего. Кооперироваться пока почти некому; развитие предпринимателей и малых предприятий искусственно сдерживается, сдавливается теми крупными властно-олигархическими монополиями, которые правильно видят в народной кооперации своего врага.

Задавлен сам дух русского предпринимательства, всегда находивший своё высшее выражение и воплощение не в барыше на капитал, но в различных формах общественного служения, благотворительности и меценатства. Господствует дух пошлости и наживы, транслируемый в общество отнюдь не мелкими частниками, но крупнейшими и богатейшими псевдогосударственными корпорациями.

В народе почти отсутствуют знания о небывалом в России подъёме кооперации мелких производителей на рубеже 19-20 веков. В кооперативной экономике были заняты десятки миллионов граждан: крестьян, мелких производителей, кустарей, артельщиков. Совокупный оборот составлял миллиарды царских рублей. Кооператоры при поддержке земств вытягивали из нищеты целые уезды. Например, простые сибирские мужики — члены огромного по численности и влиянию «Союза сибирских маслодельных артелей» — вывели Россию в лидеры по экспорту сливочного масла, открыли офисы за границей, а у себя дома обеспечили устойчивый экономический рост. Именно кооператоры провели в Западную Сибирь электричество, оборудовали новейшей техникой маслодельные кооперативные заводы и лаборатории, повысили благосостояние своих деревень. Повсеместно в России возникали кооперативные кредитные товарищества (включая Народный банк в Москве), потребительские и производственные союзы, кооперативные органы печати, учебные заведения и мастерские, центры просвещения и культуры.

Когда советская Россия, едва оправившаяся от гражданской войны, стала вдруг на пороге новой войны всех против всех, когда в результате «военного коммунизма» голодные крестьянские бунты стали вспыхивать повсеместно, угрожая существованию самой советской власти, тогда Ленин принялся срочно корректировать взгляды. Так появился НЭП, который спас страну и большевиков вместе с ней. Снова повсюду (хотя и ненадолго) забурлила экономическая жизнь – сотни тысяч людей создавали своё дело, объединялись в артели, кооперативы, ассоциации и стали производить столь необходимые всем, особенно голодающим горожанам, продукты питания, одежду, текстиль, предметы обихода и даже станки.

Незадолго до смерти В.И. Ленин смог в корне переосмыслить свои взгляды и надиктовал в Горках ряд важнейших работ, которые сегодня называют «завещанием» Ленина, в частности, статью «О кооперации». Отказ от революционности и террора. Разворот лицом к крестьянству. Ошеломляющее соратников по партии заявление о том, что социализм можно построить без принуждения. Социализм по Ленину — «строй цивилизованных кооператоров».

Мало кто знает о кооперации малых поселковых предприятий, в том числе промышленных, как основе экономического подъёма Китая. Или о темпах развития современной Индии — крупнейшей сегодня кооперативной экономики мира, где каждый пятый житель является членом одного из 600 тысяч кооперативов, и где подавляющее большинство банков — кооперативные. Мало кто вспомнит Германию в качестве мирового лидера по числу кооперативов в начале 20-го века, равно как и одного из лидеров кооперации в современной Европе. Многие удивятся, что даже в современных США значительную часть валового продукта и рабочих мест создают не крупные корпорации, но сети мелких фирм в провинции.

Для возрождения кооперации в России, как и более 100 лет назад, нужны социальные организаторы среди предпринимателей. Кто-то из предпринимателей должен стать в своей местности организатором процесса: налаживать просвещение и общение, показывать и убеждать.

Волонтёрская на первых порах деятельность таких общественных организаторов невозможна без последующей материальной поддержки общества: местных граждан, предпринимателей, кооператоров.

Получается взаимная зависимость: соорганизация и кооперация нуждаются друг в друге.


Местный краудфандинг

С помощью социального организатора местные жители организуют самостоятельное сообщество. Самостоятельность означает экономическую независимость прежде всего. Однако о какой самостоятельности и самоуправлении можно говорить, если в общине почти не будет собственных средств? Если тот же орган ТОС превращается в организацию, тотально зависимую от муниципального и регионального заказов?

Экономическая свобода сообщества — альфа и омега его жизни. Проблема не в том, в какую форму облечь финансы сообщества. Это может быть Фонд местного сообщества, пополняемый частными жертвователями, кооператорами, муниципальными грантами. Главное — как сдвинуть дело с мёртвой точки.

Чаще всего можно услышать такое разумное возражение: зачем мне жертвовать свои средства в местный Фонд, если я и так плачу непомерные налоги, из которых и должны лататься дороги, обновляться трубы, строиться детские площадки, организовываться досуговые центры, очищаться и охраняться территории? Ведь это двойной побор! Не правильнее ли заставить власть выполнять свою работу?!

Да, всё так, но ведь ситуация не меняется десятилетиями, если не сказать — веками! Местные налоги в значительной степени оседают в «центре», а те деньги, которые возвращаются, не всегда расходуются эффективно, а иногда попросту «исчезают». Никто из властей предержащих не собирается менять статус-кво, а народ не может ничего поменять, потому что до сих пор не создал рабочие механизмы народного контроля и самоуправления.

Уличные протесты сегодня работают только в вопиющих ситуациях (массовая гибель людей, экологические катастрофы). И на протестных площадях нет гарантии, что внимание толпы не перехватят профессиональные политтехнологи и провокаторы.

Исторически привычный механизм «разрешения» кризисной ситуации пока один: нарастание народного гнева до температуры кипения; рост давления под закрытой крышкой; затем взрыв сосуда народоустройства и смута; наконец, воцарение новой династии или клана с той же тенденцией к абсолютной власти.

В прошлом веке здоровая альтернатива всему этому мелькнула в попытке передать всю власть Советам, которая так и не была реализована по-настоящему. Советы — это и есть местная власть на уровне соседских территориальных сообществ.

Чтобы местное сообщество получило право контролировать местные налоги, собственность и бюджет, это сообщество должно быть сильным. С ним должны считаться чиновники, олигархи, бандиты, силовики. Эту силу невозможно «занять» на стороне, особенно у тех, кто не заинтересован в существовании сильного местного сообщества.

Нужно сначала понести собственные расходы на укрепление сообщества, чтобы потом компенсировать эти расходы в виде возможности контролировать местный бюджет и местные законы.

Если на территории проживает тысяча человек (рабочих, служащих, предпринимателей), готовых ежемесячно жертвовать на развитие своей территории и местного самоуправления крошечные суммы на уровне карманных расходов — это уже сотни тысяч или даже миллионы рублей ежемесячно. Даже самая бедная территория вполне способна собрать с миру по нитке те средства, которые можно пустить на решение своих организационных, технических, управленческих задач. Технологии «территориального краудфандинга» и кооперативного сбора ждут своего применения в каждой местности.

На каждой территории должны выделиться местные этические авторитеты, люди с незапятнанной нравственной репутацией, которые выступят гарантами того, что собранные кооперативные средства пойдут на благо местного сообщества. Эти лидеры должны быть в шаговой доступности, в буквальном смысле — наши соседи.

Очень важно, чтобы Фонды местных сообществ не просто контролировались уважаемыми попечителями, но пополнялись именно всенародно — всеми жителями территории. Фонды не должны зависеть от крупных жертвователей и спонсоров.

Крупные пожертвования должны выделяться на прозрачных условиях под конкретные проекты, разработанные и принятые общественным Советом территории. Уход крупного жертвователя или кого-либо из попечителей не должен парализовать работу Фонда и всех местных проектов.

Точно так же различные муниципальные и региональные гранты должны выделяться под конкретные проекты, но не на оплату труда сотрудников Фонда и общественного Совета. Фонд и Совет должны работать на поддержке всех жителей территории.

Народная кооперация и народное софинансирование будут гарантом устойчивости местного сообщества и всех его органов управления.

[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу