17. Курс «Основы соорганизации»


Главной задачей «Школы социального организатора» является создание усилиями сотен людей, от профессиональных наставников до «стихийных» организаторов, открытой и насыщенной учебно-образовательной среды. Первейшей прикладной задачей видится формирование простого и действенного вводного курса, содержащего основы социальной организации. Просеяв опыт множества людей, необходимо отобрать знания и навыки, позволяющие любому активному человеку стать организатором общественных изменений, успешно решая стоящие перед его сообществом проблемы.

Представленное в этой статье содержание курса «Основы соорганизации» правильно понимать лишь как личный вклад автора в общее дело. Данный текст — приглашение к открытому диалогу и сотрудничеству.
Материалы вводного курса вряд ли должны содержать слишком много информации. Мы уже говорили о том, что на описание идей и практик местного развития можно потратить всю жизнь, а для научного изучения и всестороннего образования могут создаваться целые академии. Однако тексты сами по себе не меняют людей, а это значит, что ценность любого текста заведомо ниже практического занятия в глазах самих читателей. Участники школы должны понимать, что основная ценность содержится не в текстовой части учебных и сопутствующих материалов, а в возможности решать практические задачи по развитию своих сообществ и территорий при поддержке открытого и живого интернет-сообщества. Таким образом, в материалах вводного курса текста должно быть ровно столько, чтобы начать действовать в правильном направлении.

Предложенный курс «Основы соорганизации» разбит на тематические блоки-шаги общей длительностью примерно в 1,5-2 месяца (40-50 рабочих дней). При этом учебный месяц не равен календарному. Студент начинает не просто читать, а совершает определённый набор действий, выполняет задания, решает практические задачи. Каждый последующий блок логически вытекает из предыдущего. Таким образом, обучение общей длиной в 40-50 интенсивных дней может занять у конкретных людей намного больше времени — всё зависит от их реальных результатов.

Выглядеть учебный курс может как информация в специальных разделах форума с возможностью оставлять отзывы, вопросы и читать сообщения других. Студент открывает электронный «Дневник», который вправе вести публично или доверять какую-то информацию лишь избранным участникам. Люди с компетенцией и опытом начинают отвечать студентам в том или ином формате. Так начинается вовлечение в коллективное обучение, когда люди «варятся» в одном сообществе, помогая друг другу.


Содержание курса «Основы соорганизации»

Блок 0. Обратная связь

Урок
Теория
Действия
1​
Онлайн-дневник
О ведении онлайн-дневников (тем) в учебной среде школы.​
Откликнуться в дневнике.​
2​
Необходимые инструменты
Для чего понадобятся аккаунты Вконтакте, Skype, канал на YouTube.​
Сообщить в дневнике свои контакты: VK, Skype, YouTube​
3​
Создание видео
О необходимости сделать видео «Отчёт соорганизатора» в конце (или по ходу) обучения. Советы по записи и монтажу роликов.​
Загрузить в дневник короткое приветственное видео.​


Блок 1. Соорганизатор

Урок
Теория
Действия
4​
Знакомство
Справка о школе, экспертах, наставниках. Реальный опыт.​
Опубликовать в дневнике (или приватно) анкету и автобиографию.​
5​
Выбор группы
Пять основных категорий (социальных групп).​
Определить свою группу и написать о своих целях.​
6​
Социальный организатор
Необходимость профессии. Определение и цели. Мировой и российский опыт.​
Описать свой опыт организатора (любой; дать студенту наводки, направить).​
7​
Идеальный соорганизатор
Портрет и качества. Нравственный кодекс. Алинский vs Ганди. Знания и умения.​
Подтвердить принятие кодекса. Описать свои сильные и слабые качества по списку.​


Блок 2. Территория

Урок
Теория
Действия
8​
Привязка к территории
Почему развитие может быть только местным. Почему без территории нет сообщества. Примеры местных сообществ. Их жизнь, экономика, культура. Субъекты территории.​
Выбрать территорию для работы. Для каждой группы своя специфика: место для переезда, существующее поселение, местный рынок, муниципалитет, городской двор.​
9​
Анализ территории
Что нужно знать о своей территории. Общая картина.​
Провести анализ и прислать характеристики своей территории. Описать по шпаргалке местное население, местную власть, местный бизнес. Экономику. Культуру.​
10​
Расстановка сил
Игроки. Политический анализ. Союзники. Противники. Спонсоры. Угрозы. Власть.​
Описать всех игроков на территории. Расставить фигурки.​


Блок 3. Сообщество

Урок
Теория
Действия
11​
Сообщество
Определение и суть community. Отличие от иных форм. Примеры в истории и сегодня.​
Прислать описание сообществ на территории (в т.ч. где есть собственное участие).​
12​
Неизбежность объединения
Почему нужно объединяться. Теоретические, идейные основы объединения. Тённис. Кропоткин. Чаянов. Теория игр. «Управляя общим». Основы кооперации.​
Студенту подготовить краткую публичную речь о выгодах объединения. Вопросы, ответы на которые ведут к объединению. Только своими словами.​
13​
Виртуальное сообщество
Способы поиска потенциальных членов сообщества (единомышленники, сочувствующие, интересующиеся, активные). Способы коммуникации (интернет, клубы, странички). Примеры.​
Запустить в интернете процесс поиска и коммуникации с потенциальными и реальными членами сообщества на своей территории. Специфика для всех групп.​
14​
Место для встреч
Для чего нужно место для встреч и общения. Примеры. Инструкции о том, как найти (создать) такое место быстрее и дешевле (в идеале — бесплатно, за счёт общих ресурсов). Требования к помещению. Инструменты.​
Студенту создать и описать место для встреч и общения. Запустить процесс.​
15​
Повестка дня и первая встреча
Как задать цели, формат и повестку для регулярного общения (встреч), чтобы, с одной стороны, привлекать как можно больше сторонников, с другой стороны, не скатиться до чисто «разговорного» клуба, откуда начнут уходить деятельные участники.​
Согласовать повестку первой встречи и провести встречу.​


Блок 4. Искусство общения

Урок
Теория
Действия
16​
Искусство общения
Виды общения. Диалоги. Переговоры. Обсуждения. Основные принципы и навыки плодотворного общения. Техники. Упражнения.​
Наработка ежедневной практики (часов) общения. Вопросы и отчёты.​
17​
Публичные выступления
Основы публичных выступлений. Постановка голоса (упражнения). Мимика. Жесты. Эмоции. Структура и триединство речи. Контроль аудитории. Паузы. Диалог. Ответы на вопросы. Искусство рассказчика. Особенности выступлений соорганизатора.​
Практикование публичных выступлений. Отчёты. Работа над ошибками.​
18​
Искусство конфликта. Дипломатия
Основы конфликтологии. Разрешение конфликта. Правила дискуссии, спора, критики. Азы дипломатии. Стрессоустойчивость.​
Вхождение в конфликт, дискуссию, спор. Разрешение. Отчёты, вопросы, работа над ошибками.​


Блок 5. Специальные знания

Урок
Теория
Действия
19​
Обязательная литература
Список книг, статей, фильмов для обязательного изучения.​
Вести в учебной среде дневник с впечатлениями, выводами и вопросами.​
20​
Выделение лидеров, активистов
Советы по распознаванию лидеров (активистов) сообщества. Движущие силы. Харизматики. Неприметные. «Буйные». Тихие. Альтруисты. Карьеристы. «Артисты». «Философы». Предприниматели (креативщики). Исполнители. Пенсионеры. Женщины. «Спринтеры». «Стайеры».​
Начинать в ходе встреч и общения распознавать актив сообщества. Описать его.​
21​
Формы соорганизации
Существующие ОПФ. ТОСы и альтернативы. Законы, нормы, практика. Налоги, бухучёт, право.​
ОПФ и юридический статус сообщества.​
22​
Экономика сообщества
Способы поиска, привлечения, генерирования средств на нужды сообщества. Примеры. Практика.​
Экономическая ситуация в сообществе, вопросы.​


Блок 6. Специальные навыки

Урок
Теория
Действия
23​
Мозговые штурмы
Основы проведения мозговых штурмов. Работа в группах. Ямы, тупики. Перевод на бумагу.​
Проведение цикла коллективной работы по темам: 1. Образ будущего. 2. Слабые стороны, проблемы, дефицит. 3. Сильные стороны, имеющиеся ресурсы. 3. Направления деятельности. 4. Приоритетная деятельность. 5. Проект и программа.​
24​
Групповые техники
Цель, структура и примеры коротких групповых техник и игр, усиливающих единение, расслабление, концентрацию, ускорение коллективной мыследеятельности.​
Начать использовать техники, игры. Отчёты.​
25​
Тактики соорганизации
Примеры успешных тактик (приёмов) соорганизации. Этические требования.​
Разбор примеров, ошибки, сильные решения. Применить к себе.​


Блок 7. Фабрика мысли (Think tank)

Урок
Теория
Действия
26​
Образ будущего
Примеры представлений о будущем. Отличие мечты от цели.​
Провести работу на указанную тему. Вопросы. Отчёт.​
27​
Слабые и сильные стороны
SWOT-анализ и прочие способы анализа сообщества (территории). Ресурсы, права. Дефицит.​
Провести работу на указанную тему. Вопросы. Отчёт.​
28​
Направления, приоритеты
Примеры направлений деятельности и выбранных приоритетов.​
Провести работу. Отчёт.​
29​
Проекты и программы
Что такое «проект». Отличие проекта от работы. Стратегия и тактика. Распределение ролей и ответственных. Примеры проектов.​
Провести работу. Отчёт.​
30​
Исполнимая задача
О важности первых совместных положительных результатов. Брать заведомо исполнимую цель. Ничто так не объединяет и не мобилизует, как первая победа. Примеры.​
Согласовать первую задачу и начать исполнение. Отчёт.​


Блок 8. Проект развития

Урок
Теория
Действия
31​
Проект развития территории
Что такое проект развития территории. Кого и что он должен учитывать. Действующие проекты развития. Участие власти. Участие бизнеса. Участие населения.​
Создание силами сообщества черновика проекта для подключения всех сторон.​
32​
Подключение местных жителей
Интересы людей на территории. Роль местного населения в общем проекте. Типичное поведение, аргументы, неверие, противодействие, пессимизм, агрессия, эгоизм. Лучшие стороны, черты, традиции. Способы коммуникации и взаимодействия. Общий знаменатель, точки соприкосновения, «мосты».​
Начать общение и взаимодействие актива сообщества с местными жителями. Вопросы. Отчёты.​
33​
Подключение предпринимателей
(Аналогично. Плюс акцент на основы и выгоду кооперации).​
Начать общение и взаимодействие. Вопросы. Отчёты.​
34​
Подключение служащих МСУ
(Аналогично. Акцент на логику государственной и местной власти).​
Начать общение и взаимодействие. Вопросы. Отчёты.​


Блок 9. Первый кризис

Урок
Теория
Действия
35​
Шеф, всё пропало!
Примеры чужих ситуаций и ошибок.​
Описать ситуацию в сообществе.​
36​
Кризис — это шанс!
О неизбежности и важности кризисов. Синусоида развития. Ещё раз о смысле сообщества и соорганизации.​
Провести самоанализ работы сообщества. Выявить ошибки. Отчёт.​
37​
Коррекция
Положительные примеры корректировки задач. Лидеры. Воодушевление. Мобилизация.​
Корректировка исполнимой задачи. Действия. Отчёт.​



Блок 10. Первая победа

Урок
Теория
Действия
38​
Рефлексия
Тройственный анализ. Выделение главного. Закрепление. Что дальше?​
Провести анализ своих действий, действий сообщества, результатов. Отчёты.​
39​
Дистанция
Ещё раз о роли соорганизатора. О важности дистанции. Примеры, цитаты.​
Первый опыт частично самостоятельной работы сообщества.​
40​
Видеоотчёт
Примеры роликов о развитии сообщества глазами соорганизатора. Общие и технические советы.​
Сделать и прислать (загрузить к себе на канал) видео «Отчёт соорганизатора».​


[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу