Праведность. Практичность. Публичность
Оси координат
Я понимаю поэта, который после написания талантливого стихотворения прыгает по комнате и кричит: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»
Понимаю учёного, который после сделанного открытия или доказанной теоремы чувствует эйфорию, а потом умиротворение. Нагромождение фактов складывается в стройную картину. Наступают ясность и простота.
Не знаю, кто нашептал мне три ключевых понятия. Но как только я сформулировал их, мне стало легко. Это как три координаты — высота, глубина и ширина — в которые умещается всё видимое. Три ключа, которыми можно открывать любые двери.
Праведность. Практичность. Публичность. Достаточно приложить эти критерии к любому лидеру, сообществу, проекту, как становишься ясновидящим и начинаешь понимать, почему у одного получается что-то общественно-полезное, а у другого — нет.
Праведность
О сути праведности хорошо сказал русский поэт и духовидец Даниил Андреев:
«Праведность не есть непременно плод монашеской аскезы. Праведность есть высшая ступень нравственного развития человека; тот, кто её превысил, — уже не праведник, а святой. Формы же праведности разнообразны; они зависят от времени, места и человеческого характера. Праведность есть такое состояние человека, при котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум — от захваченности материальными интересами, а сердце — от кипения случайных, мутных, принижающих душу эмоций. Праведность есть проницание любовью к Богу, людям и миру всей внешней и внутренней деятельности человека.»
Праведность не есть обязательное условие для общественной деятельности, но это обязательное направление, в котором должен двигаться организатор и лидер.
Кто-то вспомнит о том, что в мире встречаются праведные люди, но не найти праведных коллективов. Вполне достаточно того, чтобы в этом направлении двигались лидеры. Есть и другое наблюдение: сердце народа доверяет одному праведнику больше, чем сотне современных политиков.
К праведности можно идти не только в монастыре, но и в миру, поэтому существует понятие «мирская праведность».
Да, нельзя требовать праведности от других, только от себя.
Что всё это значит для социального организатора? Это умение организовать дело на благо людей и территории, на которой действуешь.
Умение любую критику воспринимать доброжелательно, можно с юмором.
Не прогибаться, не давить. Истину отстаивать твёрдо, но не насильственно.
Меньше ожиданий от других, больше требований к себе.
Для чего организатором общественного дела должен быть человек высокой этики? Чтобы благими намерениями не вымостить дорогу понятно куда. Чтобы не получилось как всегда, когда хотели как лучше.
Чтобы не покалечить духовные судьбы последователей, которые вольно-невольно равняются на лидеров.
Чтобы даже в моменты испытаний не покидало чувство внутренней лёгкости, а также чувство благодарности Богу и людям за всё.
По выражению Махатмы Ганди, этот путь длинен, но он — самый короткий, ибо иного нет.
Практичность
Среди организаторов странно говорить о практичности, верно? Кооперативы, например, прямо заявляют, что приоритет их деятельности — не прибыль для дяди, а удовлетворение потребностей членов.
Но посмотрите как много разговоров о народном благе и как мало успешных народных проектов.
Пример 1. Среди оппозиционеров много разговоров о необходимости объединяться, но кто опрашивал людей, умеют ли они общаться хотя бы с собственными соседями, а не то что объединяться не пойми с кем? Или общность возможна без общения?
Пример 2. Среди кооператоров и мелких предпринимателей много разговоров о натуральных продуктах и продовольственной безопасности. Сложилось мнение, будто люди мечтают покупать экологически чистые продукты и мучаются от недостатка этого. Однако проводил ли кто-нибудь исследование за пределами двух столиц о том, что сейчас действительно нужно людям? Мои глаза говорят мне, что органические продукты — это не первое и даже не второе, о чём думает сегодня типичная российская семья.
Пример 3. Среди интеллектуалов много разговоров о самоуправляемых предприятиях, русской артельности и взаимовыручке. Идут разговоры о локальных валютах, кассах взаимопомощи, кооперативном софте. Эй, ребята, вы уверены, что большинству не всё равно, в какой кассе и какими деньгами получать зарплату, лишь бы она была?
Пример 4. Среди уставших от города жителей мегаполисов есть идеологи, которые раскручивают тему переезда в деревню и в сообщества на природе. Называют цифры якобы в миллионы желающих покинуть города, но цифра эта основана больше на смутных желаниях узкой прослойки людей из Москвы и Санкт-Петербурга, то есть столичных мегаполисов с многочасовыми пробками за город и отсутствием рыночков с местными продуктами. Мои наблюдения говорят мне, что в остальных российских городах типичная семья мечтает отнюдь не о жизни в далёкой деревне, а, в лучшем случае, о небольшом коттеджике в пригороде вблизи городской инфраструктуры. Если следовать правилу практичности, то социальные организаторы сейчас должны заниматься разгрузкой мегаполисов в зелёные пригороды. На восстановление же деревень пока недостаёт ресурсов: ни людей, ни денег, ни рынков, ни компетенций; следовательно, деревня получит шанс только после развития пригорода.
В известном мне сообществе урбанистов принято начинать с исследования потребностей горожан и организации местного диалога, но я не знаю организаторов кооперации, которые поступают так же. Городские анкеты да воркшопы считаются игрушками комьюнити-менеджеров и прочих чудаков.
Для организатора быть практичным — это делать то, что людям действительно необходимо, а не то, что организатор думает об этом. Необходимо — от слова «не обойти».
Практичность для организатора — компас, гарантирующий правильный курс. Топливо для движения вперёд.
Публичность
Публичность — это медаль, у которой три стороны.
Во-первых, это открытость для людей. Невозможно представить этического лидера, прячущегося за тонированными стёклами, высокими заборами или спинами телохранителей.
Во-вторых, публичность это прозрачность решений. Даже если ответственность за окончательное решение лидер берёт на себя, вызревание этого решения происходит в пространстве открытого диалога. Эта же прозрачность переносится на деятельность создаваемого клуба, кооператива, партии.
В-третьих, публичность это популяризация своего опыта. Учитывая популярность видео, социального организатора невозможно представить без потока талантливых видеороликов.
Моё знакомство с некоторыми российскими сообществами вокруг местного развития, кооперации, урбанистики, экологии, предпринимательства и даже политики, говорит мне, что творческих команд, умеющих делать крутые видео, можно пересчитать по пальцам. Преобладает многословный, плохо смонтированный, а иногда и откровенно агрессивный контент.
Если российские лидеры местного развития до сих пор не сделали ни одного сногсшибательного ролика, то о каком развитии речь?
Ганди
Идеальным примером сочетания праведности, практичности и публичности является жизнь Махатмы Ганди. Политик-праведник, с юмором называвший себя «практикующим идеалистом».
Его праведность без сомнений. Достаточно открыть любую страницу его жизни или его книг.
Его практичность удивляет. В частной жизни — ничего лишнего, что может отвлекать от главного. Быт аскета, после смерти которого не осталось личного имущества кроме очков, трости и набедренной повязки (дхоти).
Практичность Ганди в общественно-политической деятельности идёт в контраст с внешним видом «непрактичного» человека или «полуголого факира», как обозвал его Черчилль (но тот не обиделся).
Ганди начал общественную деятельность не с рассуждений, а с решения острых проблем людей вокруг. Будучи юристом, помогал отстаивать права в конкретных судебных делах.
Для выпуска газеты (медиа-продвижения, как сказали бы сейчас) Ганди умел находить средства.
Для акций протеста умел выбирать прагматичные цели, вроде отказа от уплаты налога на соль.
Мало кто знает в России, что Ганди — это не только ненасильственное сопротивление, но его «Конструктивная программа», которой он следовал всю жизнь.
Публичность и открытость Ганди очевидна. Сотни сторонников были с ним каждый день, миллионы — по стране. О чём мечтал Ганди в последние годы, так это о возможности побыть лишний час наедине с самим собой, помолиться, собраться с мыслями.
На деле
Если социальный организатор опирается на принципы праведности, практичности и публичности, то на деле это может выглядеть примерно так:
1. Нравственное поведение в личных отношениях, в быту и на публике. Доброжелательное общение с любыми оппонентами, в том числе с представителями власти.
2. Экономически устойчивый проект вокруг острых потребностей людей. Например, создание потребительско-производственного кооператива, чтобы в условиях кризиса помочь людям экономить и зарабатывать.
3. Открытость онлайн и офлайн. Умение доносить опыт в форме доходчивых видеороликов и текстов.
Табуретка
Три ножки, убери любую — табуретка упадёт.
Праведность: душою быть на небе. Спрашивать себя постоянно: где я? где истина? Ответ всегда приходит.
Практичность: ногами стоять на земле. Конструктивная программа.
Публичность: быть в гуще людей.
Все три качества наращиваются. Из них складывается твой вес, твоя способность влиять.
На фото: Махатма Ганди получает пожертвование в купе поезда (1940).
Источник: Soorganizator.ru
Я понимаю поэта, который после написания талантливого стихотворения прыгает по комнате и кричит: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»
Понимаю учёного, который после сделанного открытия или доказанной теоремы чувствует эйфорию, а потом умиротворение. Нагромождение фактов складывается в стройную картину. Наступают ясность и простота.
Не знаю, кто нашептал мне три ключевых понятия. Но как только я сформулировал их, мне стало легко. Это как три координаты — высота, глубина и ширина — в которые умещается всё видимое. Три ключа, которыми можно открывать любые двери.
Праведность. Практичность. Публичность. Достаточно приложить эти критерии к любому лидеру, сообществу, проекту, как становишься ясновидящим и начинаешь понимать, почему у одного получается что-то общественно-полезное, а у другого — нет.
Праведность
О сути праведности хорошо сказал русский поэт и духовидец Даниил Андреев:
«Праведность не есть непременно плод монашеской аскезы. Праведность есть высшая ступень нравственного развития человека; тот, кто её превысил, — уже не праведник, а святой. Формы же праведности разнообразны; они зависят от времени, места и человеческого характера. Праведность есть такое состояние человека, при котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум — от захваченности материальными интересами, а сердце — от кипения случайных, мутных, принижающих душу эмоций. Праведность есть проницание любовью к Богу, людям и миру всей внешней и внутренней деятельности человека.»
Праведность не есть обязательное условие для общественной деятельности, но это обязательное направление, в котором должен двигаться организатор и лидер.
Кто-то вспомнит о том, что в мире встречаются праведные люди, но не найти праведных коллективов. Вполне достаточно того, чтобы в этом направлении двигались лидеры. Есть и другое наблюдение: сердце народа доверяет одному праведнику больше, чем сотне современных политиков.
К праведности можно идти не только в монастыре, но и в миру, поэтому существует понятие «мирская праведность».
Да, нельзя требовать праведности от других, только от себя.
Что всё это значит для социального организатора? Это умение организовать дело на благо людей и территории, на которой действуешь.
Умение любую критику воспринимать доброжелательно, можно с юмором.
Не прогибаться, не давить. Истину отстаивать твёрдо, но не насильственно.
Меньше ожиданий от других, больше требований к себе.
Для чего организатором общественного дела должен быть человек высокой этики? Чтобы благими намерениями не вымостить дорогу понятно куда. Чтобы не получилось как всегда, когда хотели как лучше.
Чтобы не покалечить духовные судьбы последователей, которые вольно-невольно равняются на лидеров.
Чтобы даже в моменты испытаний не покидало чувство внутренней лёгкости, а также чувство благодарности Богу и людям за всё.
По выражению Махатмы Ганди, этот путь длинен, но он — самый короткий, ибо иного нет.
Практичность
Среди организаторов странно говорить о практичности, верно? Кооперативы, например, прямо заявляют, что приоритет их деятельности — не прибыль для дяди, а удовлетворение потребностей членов.
Но посмотрите как много разговоров о народном благе и как мало успешных народных проектов.
Пример 1. Среди оппозиционеров много разговоров о необходимости объединяться, но кто опрашивал людей, умеют ли они общаться хотя бы с собственными соседями, а не то что объединяться не пойми с кем? Или общность возможна без общения?
Пример 2. Среди кооператоров и мелких предпринимателей много разговоров о натуральных продуктах и продовольственной безопасности. Сложилось мнение, будто люди мечтают покупать экологически чистые продукты и мучаются от недостатка этого. Однако проводил ли кто-нибудь исследование за пределами двух столиц о том, что сейчас действительно нужно людям? Мои глаза говорят мне, что органические продукты — это не первое и даже не второе, о чём думает сегодня типичная российская семья.
Пример 3. Среди интеллектуалов много разговоров о самоуправляемых предприятиях, русской артельности и взаимовыручке. Идут разговоры о локальных валютах, кассах взаимопомощи, кооперативном софте. Эй, ребята, вы уверены, что большинству не всё равно, в какой кассе и какими деньгами получать зарплату, лишь бы она была?
Пример 4. Среди уставших от города жителей мегаполисов есть идеологи, которые раскручивают тему переезда в деревню и в сообщества на природе. Называют цифры якобы в миллионы желающих покинуть города, но цифра эта основана больше на смутных желаниях узкой прослойки людей из Москвы и Санкт-Петербурга, то есть столичных мегаполисов с многочасовыми пробками за город и отсутствием рыночков с местными продуктами. Мои наблюдения говорят мне, что в остальных российских городах типичная семья мечтает отнюдь не о жизни в далёкой деревне, а, в лучшем случае, о небольшом коттеджике в пригороде вблизи городской инфраструктуры. Если следовать правилу практичности, то социальные организаторы сейчас должны заниматься разгрузкой мегаполисов в зелёные пригороды. На восстановление же деревень пока недостаёт ресурсов: ни людей, ни денег, ни рынков, ни компетенций; следовательно, деревня получит шанс только после развития пригорода.
В известном мне сообществе урбанистов принято начинать с исследования потребностей горожан и организации местного диалога, но я не знаю организаторов кооперации, которые поступают так же. Городские анкеты да воркшопы считаются игрушками комьюнити-менеджеров и прочих чудаков.
Для организатора быть практичным — это делать то, что людям действительно необходимо, а не то, что организатор думает об этом. Необходимо — от слова «не обойти».
Практичность для организатора — компас, гарантирующий правильный курс. Топливо для движения вперёд.
Публичность
Публичность — это медаль, у которой три стороны.
Во-первых, это открытость для людей. Невозможно представить этического лидера, прячущегося за тонированными стёклами, высокими заборами или спинами телохранителей.
Во-вторых, публичность это прозрачность решений. Даже если ответственность за окончательное решение лидер берёт на себя, вызревание этого решения происходит в пространстве открытого диалога. Эта же прозрачность переносится на деятельность создаваемого клуба, кооператива, партии.
В-третьих, публичность это популяризация своего опыта. Учитывая популярность видео, социального организатора невозможно представить без потока талантливых видеороликов.
Моё знакомство с некоторыми российскими сообществами вокруг местного развития, кооперации, урбанистики, экологии, предпринимательства и даже политики, говорит мне, что творческих команд, умеющих делать крутые видео, можно пересчитать по пальцам. Преобладает многословный, плохо смонтированный, а иногда и откровенно агрессивный контент.
Если российские лидеры местного развития до сих пор не сделали ни одного сногсшибательного ролика, то о каком развитии речь?
Ганди
Идеальным примером сочетания праведности, практичности и публичности является жизнь Махатмы Ганди. Политик-праведник, с юмором называвший себя «практикующим идеалистом».
Его праведность без сомнений. Достаточно открыть любую страницу его жизни или его книг.
Его практичность удивляет. В частной жизни — ничего лишнего, что может отвлекать от главного. Быт аскета, после смерти которого не осталось личного имущества кроме очков, трости и набедренной повязки (дхоти).
Практичность Ганди в общественно-политической деятельности идёт в контраст с внешним видом «непрактичного» человека или «полуголого факира», как обозвал его Черчилль (но тот не обиделся).
Ганди начал общественную деятельность не с рассуждений, а с решения острых проблем людей вокруг. Будучи юристом, помогал отстаивать права в конкретных судебных делах.
Для выпуска газеты (медиа-продвижения, как сказали бы сейчас) Ганди умел находить средства.
Для акций протеста умел выбирать прагматичные цели, вроде отказа от уплаты налога на соль.
Мало кто знает в России, что Ганди — это не только ненасильственное сопротивление, но его «Конструктивная программа», которой он следовал всю жизнь.
Публичность и открытость Ганди очевидна. Сотни сторонников были с ним каждый день, миллионы — по стране. О чём мечтал Ганди в последние годы, так это о возможности побыть лишний час наедине с самим собой, помолиться, собраться с мыслями.
На деле
Если социальный организатор опирается на принципы праведности, практичности и публичности, то на деле это может выглядеть примерно так:
1. Нравственное поведение в личных отношениях, в быту и на публике. Доброжелательное общение с любыми оппонентами, в том числе с представителями власти.
2. Экономически устойчивый проект вокруг острых потребностей людей. Например, создание потребительско-производственного кооператива, чтобы в условиях кризиса помочь людям экономить и зарабатывать.
3. Открытость онлайн и офлайн. Умение доносить опыт в форме доходчивых видеороликов и текстов.
Табуретка
Три ножки, убери любую — табуретка упадёт.
Праведность: душою быть на небе. Спрашивать себя постоянно: где я? где истина? Ответ всегда приходит.
Практичность: ногами стоять на земле. Конструктивная программа.
Публичность: быть в гуще людей.
Все три качества наращиваются. Из них складывается твой вес, твоя способность влиять.
На фото: Махатма Ганди получает пожертвование в купе поезда (1940).
Источник: Soorganizator.ru
Редактирование: