Наступает время странных лидеров

10. Время странных лидеров (фото из web).jpg

В начале 2000-х правящая бюрократия была той же. Враньё, казнокрадство, цинизм, манипуляции, диктат. Нас это не трогало. А сегодня наше недовольство зашкаливает. Почему? В те годы мои друзья покупали себе крутые тачки и снегоходы, летали дважды в год на море и строили дачи. Сегодня мой небедный знакомый продал горный снегоход и вряд ли полетит на море. Он впервые начал серьёзно задумываться о том, где брать деньги на жизнь, о чём давно думают миллионы россиян.

Получается, мы привыкли оценивать правителей не по этической шкале (воруют / не воруют), а по эгоистической — мешают жить или нет. Если сегодня нам подкинут денег и доступных кредитов, мы опять будем вне политики, вне общества. Дача, море, снегоход. Обнулимся!

Но нефтяного дождя больше не будет. «Обрасти жирком» – это разве про нас? Наконец-то в России складываются условия для пробуждения народного духа. В последний раз такое было, может быть, в конце 19-го века. Тогда русская разночинная интеллигенция, народники, студенты, философы, писатели, преподаватели, подвижники кооперации и земства, даже идейные революционеры – все искали выход из тупика и пытались нащупать пути развития.

Сегодня в стране похожие условия, но масштаб проблемы не национальный, а мировой. Ещё отличие в том, что накал радикальных настроений в нашем обществе значительно слабее, чем это было на рубеже 19-20 веков. Что бы там ни говорили о неизбежности революции в России, революционной ситуации сегодня в привычном смысле нет. Недовольство огромное, но народные массы электрически не заряжены, даже как будто равнодушны к происходящему. Люди сыты по горло переворотами и майданами. У радикалов нет массовой поддержки, потому что люди интуитивно тянутся к другим способам разрешения накопившихся противоречий.

Сегодня в России складываются условия для выбора принципиально иного пути. Долой стабильность гниения! Долой пожар революций! Даёшь третий путь — активный, перетряхивающий общество до самых основ, но бескровный, конструктивный, непохожий на то, что было ранее.

Мы догадываемся, что потрясения и смута только поменяют фамилии олигархов, правящих нами. А как запустить изменения снизу, солидарно — не знаем.

Но уже немало людей в России понимают, о чём речь. Тысячи из них занимают активную публичную позицию. Сотни инициируют общественные проекты и налаживают связи друг с другом. Шаг за шагом создаются предпосылки для зарождения неформального движения, способного объединить тысячи маленьких сообществ по всей стране. Объединить на принципах, которые ставят в тупик всех, привыкших действовать по старинке.

Без единого центра. Без регистрации юридических лиц. Без крупных спонсоров и капиталов. Без партий и вождей. Без зависимости от администраций и грантов. Даже без единой идеологии.

Лишь краткий этический кодекс как идейная платформа-оферта. Партнёрство этических лидеров. Остроумная конструктивная программа. Неформальная кооперация. Открытый доступ к общим знаниям. Яркие проекты, которые можно запускать по примеру в каждом городе, в каждом селе. Интернет, краудфандинг и сотни площадок для диалога онлайн и офлайн.

Сегодня в России складываются условия для появления этических лидеров особого типа. Социальных организаторов, кооператоров, активистов, умеющих объединять разобщённых людей в деятельные сообщества для подъёма НЕнасильственного сопротивления. Сегодня те, кто действуют от имени государства, сами создают условия для этого. Даже тот факт, что любые попытки радикального протеста будут задавлены, играет на руку идеологам иного пути.

Радикалы вернутся в тюрьмы или будут выдавлены из страны. Их спонсоры будут разорены. Митинги подавлены. Все формы агрессивно-уличного протеста будут уничтожены или перехвачены манипуляторами, технологами, имитаторами. Страна будет кипеть на кухнях и бурлить в соцсетях. Наступят годы массовой растерянности, апатии, социальной депрессии и всплесков «необъяснимой» агрессии. Привычные модели перестанут объяснять происходящее, привычные методы перестанут работать.

В один прекрасный день потребность в общенародном диалоге вырвется из тесных кухонь и виртуальных сетей и затопит свободные городские пространства. Появится сеть разношёрстных общественно-политических кафешек, где за чашкой русского чая или самодельного кофе будет модно обсуждать кризис общества. Появятся добровольцы модераторы, способные вести дискуссию в плодотворном ключе и защищать аудиторию от провокаторов.

Эти годы приведут к подъёму творческой и социально-политической активности лидеров особого типа. Тех самых странных людей, занимающихся всю жизнь непонятными проектами в области этики и культуры, философии и общественной жизни, самоорганизации и самоуправления, мелкого предпринимательства и кооперации.

Найти таких людей сейчас непросто. Они не встроены в систему органов власти и крупного бизнеса. Не сидят на грантах и национальных проектах. Не входят в политические партии, общественные палаты, молодёжные движения и прочие структуры, управляемые сверху. Однако их так же не найти в рядах возмущённой оппозиции. Они не записывают гневные ролики на ютубе, не участвуют в митингах и пикетах, не проклинают власть и не жалуются на судьбу.

Некоторые их них занимают активную позицию и учатся публично выражать свои взгляды. Именно эти лидеры станут народными политиками 21-го века, отстаивая интересы стоящих за ними сообществ.

Эти люди будут формировать социально-политический ландшафт в грозовые десятилетия России.



https://www.youtube.com/watch?v=QVTdUUlm9GY
 
Редактирование:
Сегодня в России складываются условия для появления этических лидеров особого типа. Социальных организаторов, кооператоров, активистов, умеющих объединять разобщённых людей в деятельные сообщества для подъёма НЕнасильственного сопротивления.
Елы-палы, как не хватает сегодня этих людей! Я пытаюсь стать таким человеком, но как мне научиться ОБЪЕДИНЯТЬ разрозненных людей !?? Где этому учат!?? Надо — просто позарез!

Появится сеть разношёрстных общественно-политических кафешек, где за чашкой русского чая или самодельного кофе будет модно обсуждать кризис общества. Появятся добровольцы модераторы, способные вести дискуссию в плодотворном ключе и защищать аудиторию от провокаторов.
Вот именно это сейчас у меня стоит в планах на ближайшие год-два. Мой музей должен стать таким пространством.
 
Правка модератора:
Мой музей должен стать таким пространством.
Я тоже думаю об этом, только чуть в ином формате.

как мне научиться ОБЪЕДИНЯТЬ разрозненных людей !?? Где этому учат!?
Советую присмотреться к Святославу Мурунову, вот справка о нём: soorganizator.ru/experts/murunov

На сегодняшний день из всех, кого я успел найти, этот человек производит наиболее интересное впечатление. У него очень высокая плотность мысли в текстах/видео и правильный вектор. Плюс большой опыт исследований и практических размышлений о том, что такое развитие территории и развитие сообществ. Я принципиально не хочу ехать на его семинары в чужие города, а хочу пригласить его к себе, но извлечь из этого максимальную пользу, то есть приглашать под конкретный проект. Думаю.

Но кроме лекций и экспертов должны складываться ещё объективные условия для самоорганизации людей, и здесь время работает на нас, хоть и очень медленно. Я не зря написал заметку «Портрет американцев середины 20-го века как пророчество о нас», вот цитата оттуда (речь о временах Великой депрессии):

Новое настроение стало закипать в стране, и общее несчастье стало постепенно разъедать традиционные ценности здорового индивидуализма, бескомпромиссной конкуренции и лицемерной филантропии. Люди начали искать что-то, на что они могли бы опереться, и они нашли друг друга.

Мы неожиданно обнаружили, что беспощадный закон выживания наиболее приспособленных больше не работает, что другие люди могут принимать участие в наших проблемах, а мы можем помочь им в их проблемах. Что-то похожее возникло в Лондоне во время налетов авиации во время Второй мировой войны, когда социальные барьеры были сломлены перед лицом общего несчастья.

В тот момент в Америке стали слышны новые голоса и возникать новые ценности. Люди начали цитировать Джона Донна: «Нет человека, который был бы как остров». Они обнаружили, как много общего у них есть с другими людьми, и стали объединяться, чтобы улучшить свою жизнь.

В первый раз после движения за отмену рабства между черными и белыми возникло действительное единство, когда представители обеих рас сошлись вместе, чтобы противостоять угрозе безработицы и снижения заработной платы. Это был один из наиболее важных аспектов тридцатых годов: не просто политическая борьба и реформы, но и внезапное осознание общей судьбы и человеческих связей между миллионами людей.
 
Редактирование:
Предприниматель — это тот, кто принимает усилия наперёд. Пред-видеть. Пред-чувствовать. Пред-принять.

Каковы основные запросы общества на ближайшие кризисные годы-десятилетия? Какие острые потребности сформировались почти у каждого, которые плохо реализуются?

1. Потребность в дешёвых кредитах. Кредит на потребление (займ в кооперативе на ипотеку/авто без процента). Кредит на развитие бизнеса (займ в кооперативном банке под малый процент).

2. Потребность в рабочих местах, заработке, занятости. Всем идти в гос/бизнес-корпорации? Всем места не хватит. Нужна масштабная самозанятость (мелкие бизнесы), но не поодиночке, а в сотрудничестве друг с другом.

3. Потребность местных предпринимателей произвести (продать) продукты питания и предметы первой необходимости, и встречная потребность покупателей купить местное (качественное) по доступной цене. Но тогда нужно встречаться не в «Пятёрочке», откуда прибыль откачивается в Лондон. Нужно встречаться на местных рынках, открывать кооперативные маркеты, где каждый мой рубль поддержит местного производителя.

4. Четвёртая потребность «экзотическая», но самая главная — потребность в настоящем самоуправлении, а для начала — в городских пространствах (районы, дворы), где можно обсудить, принять решение, распределить роли. От нас ничего не зависит? Ультиматум, протест, тюрьма? Или можно иначе? Тысячи молодых людей 25-45 лет интуитивно хотят общественной движухи, публичной практики, публичной политики — обсуждать и согласовывать интересы тех кто за ними. Пока страсти кипят на кухнях, в пивнушках и в соцсетях. Неравнодушным людям нужно помочь с пространством и правилами, объяснить, что публичная политика это шире и круче, чем депутаты и партии.

А что если соединить все потребности под крышей одного проекта? Буквально под крышей какого-нибудь кафе-лектория-кооператива, который очень быстро станет самым модным местом в городе?

Активные парни и девушки тухнут пять дней в офисах, а по выходным — в ночных клубах или торгушниках. Но ведь можно раз в неделю собираться в необычном кафе и обсуждать за чаем/кофе необычные темы. Как забрать свои кредиты из банков и запустить совместное накопление? Как совместно производить вещи, услуги, события, фильмы? Как делать совместные покупки продуктов питания? Как местным производителям потеснить с рынка «Пятёрочку»? Какого интересного лектора, предпринимателя, музыканта, политика притащить на встречу в следующую пятницу?

Запустить такое в своём городе (пригороде) смогут новые организаторы, новые лидеры, новые предприниматели.

Чай-кофе.jpg
 
Редактирование:
ОКЦ «Телеграф»

Не все заценят это видео. Какой-то мужик проводит беглую экскурсию в помещении: вот тут у нас лекторий, тут мастерская, тут выставка, кофейня, детская комната, летняя зона. Многие думают, что общественная деятельность — это НКО и гранты, а политика — это большие деньги и партии, а также депутаты и чиновники в одинаковых тёмно-синих костюмах со значками «Партии у кормушки». Как удивятся многие, если им сказать, что кучка интеллигентных, творческих и активных людей, обустраивающих маленькое городское пространство, это гораздо ближе к настоящей политике в 21-м веке.

Сегодня они взращивают своё сообщество, завтра наладят диалог с сотнями таких же сообществ по стране, а послезавтра их лидеры, организаторы, коммуникаторы, активисты начнут выражать интересы тысяч стоящих за ними людей. Публично выражать и согласовывать интересы своих сообществ — это и есть актуальная политика современности. Эти люди уже сейчас влияют на городские процессы, и хмурые дяди в синих костюмах вынуждены считаться с ними. Наступит день, когда выходцы из этих маленьких общественно-культурных центров-клубов-лекториев-кофеен перезагрузят всю общественную жизнь и политику в стране.


https://www.youtube.com/watch?v=6-kLqmAH3nY


Подробнее о концепции таких центров: http://o-k.center
Подробнее об авторе видео: http://soorganizator.ru/experts/murunov
Новости центра «Телеграф»: https://vk.com/telegraph39
 
Парадокс. Чтобы нашим близким жилось лучше, нужно часть своего времени (денег) тратить НЕ на близких. Это называется общественным вкладом.

Из моего offline-окружения никто не занимается общественной работой. Нет сил, времени, денег. Куда уходит время? На семью, на друзей, на себя.

Но ведь представители власти живут так же. Они пашут как рабы на галерах ради своих близких. Разве о высших чиновниках можно сказать, что они плохие семьянины или плохие друзья? :)

Кто-то скажет: мы не воруем и платим налоги, на которые наняли тех, кто должен решать общие проблемы. Однако вы видите, что эта схема не работает...

Куда уходят налоги? Возьми доклад любого губернатора: строим, ремонтируем, улучшаем, запускаем, поднимаем... Проверить их отчёты — наша общественная работа.

Кто-то скажет: воспитать хороших детей — это тоже общественное благо. Да, но этого недостаточно. Надо что-то делать для чужих детей.

Если жить только семьёй и друзьями, то чиновники будут работать только на свою семью и своих друзей.

Нужно тратить условную «десятину» на тех, кто не входит в ближний круг. Каждая семья сама может выделить эту часть (3%, 5%, 10%, 15%). Важно, что эта часть должна быть.

Это могут быть денежные переводы раз в месяц на общественно-значимые проекты. Или пару часов в неделю личной занятости в таких проектах. Это может быть что угодно, что несёт общественное благо. Можно песню спеть, если это воодушевляет людей. Приводить в порядок общую территорию. Вести просветительский канал в интернете. Поддержать местного лидера или общественно-политическое движение.

Задача лидеров и организаторов — создать механизмы, через которые люди смогут жертвовать «десятину» рублём или участием. А задача остальных — найти такие проекты и вкладываться в них.

Парадокс. Чтобы вернуть себе право распоряжаться местными налогами и отслеживать каждый налоговый рубль, нужно дополнительно скинуться трудом и копейкой.

Кому скинуться? Куда включиться? Посмотрите по сторонам. Наверняка вы увидите людей, которым не плевать. Которые действуют созидательно. Поддержите их инициативы, помогите набрать публичность.

Доля людей, добровольно жертвующих часть своих ресурсов на общие нужды (у налогов нет добровольности), — это доля того пути, который мы прошли к справедливому обществу.
 
Редактирование:
Угнетение как условие развития

Я доволен результатами выборов. И время повторить прежнюю мысль. Народная самоорганизация и кооперация могут развиваться только под гнётом. Хорошо это или плохо, но такова селяви. Гнёт в России только нарастает, значит, складываются идеальные условия для пробуждения народного духа.

Ненасильственное сопротивление требует творческого изобретательства, отлаживания иных форм самоорганизации и выражения «конструктивного отчаяния». Чем жёстче и циничнее поступают те, кто действуют от имени власти, тем благоприятнее складываются условия для поиска новизны.

Миллионы лет назад, во времена Девона, хищники морских глубин вытеснили слабых и беззащитных на сушу — в среду новую, для жизни тогда не приспособленную. Но именно эта новая среда привела к аккордной трансформации живых организмов на суше. Да, это привело к вымиранию миллионов особей, но первопроходцы суши сделали скачок в развитии, а морские хищники так и остались вымирающими чудовищами, проигрывающими потомкам тех, кого притесняли.

Российская действительность выталкивает нас на поиск новой среды выживания. Выживания экономического, культурного, политического. Таких условий для подъёма российской ненасильственной кооперации (в широком смысле) не было более века, а может быть — никогда.

Когда мы рождаемся, мы слабые и мягкие, когда умираем — сильные и твёрдые. Олигархо-бюрократия всё делает правильно: она твердеет на глазах! А странные люди, неформальные лидеры, творческие организаторы — уже почти изгнаны из родного океана на незнакомую пустынную почву. Самое время вставать на ноги и дышать не жабрами, а полной грудью.

Девон.jpg
 
Прошло четыре года

Над Уралом и Башкирией несколько месяцев стоит блокирующий сверхциклон. Свинцовое небо. Собачий холод. Ежечасно налетают дожди. За неделю выпадает месячная норма. Бесполезно негодовать, молиться, стрелять по облакам. Синоптики признают, что могут прогнозировать максимум на три дня. Лета не было и не будет. Циклоны уйдут, когда планета пролетит в космосе положенный ей путь, запустив смену сезонов.

Блокирующий циклон стоит над всем Российским сверхнародом. Всеобщее уныние вперемешку с грозой. Бесполезно негодовать, молиться, стрелять по облакам. Политики признают, что могут видеть максимум на три дня. К счастью, все они — духовные и физические старики, и многие из нас переживут их. Умиротворение наступит со сменой поколения во властвующих кругах.

То же самое в других метакультурах на планете — на Северо-Западе, в Европе, на Востоке и в Азии. Везде по инерции правят старики, чья эпоха почти закончилась. Они думают, что удерживать территорию можно заборами, штыками и агрессивными идеологиями. Они думают, что развивать город — это рубить вековые липы и строить на их месте капища-небоскрёбы. Они думают, что политика — это услуга, которую они оказывают простолюдинам в обмен на бюллетени и налоги.

Рано или поздно инициатива перейдёт к иной породе людей, для которых:
  1. Политика — это не вожди и партии, а искусство согласования интересов.
  2. Экономика — это всего лишь скучный трудопотребительский баланс.
  3. Кооперативы — это не про коллективную выгоду, а про нравственность.
  4. Город — это не нагромождение кубов, ромбов и параллелепипедов, это диалог местных сообществ.
  5. Удержание территории — это умение разговаривать с людьми.
Ключевой вопрос: как поступать в наши дни социальному организатору. Забиться в щель и приспосабливаться? Лезть на баррикады за красных, белых, ультрафиолетовых? Погрузиться в религию, природу, творчество?

Интернет всё-таки даёт свободу. Можно здесь делать то, что пока не получается сдвинуть офлайн. Они думают, что блокируют ютуб, на самом деле они блокируют себя. Время вернуться к производству видео, чтобы представители новой эпохи могли находить друг друга.

М.
 
Редактирование:
Шесть лет?

Система управления вступает в фазу самоуничтожения, когда ответственным должностным лицам выгоднее выбирать бездействие, чем принимать решения.

Если не приму решение — это коллективная безответственность, не накажут, как-нибудь само разрешится, сохраню себя.

Если приму решение — это личная ответственность, может прилететь по шапке, сделают крайним, погублю себя.

Наступает парадокс, когда управленцы, спасая себя, гробят систему и себя вместе с ней.

В математике это описано, в частности, в «Дилемме двух заключённых», когда каждый по отдельности выбирает наиболее безопасное решение для себя (как он думает), а в итоге оба оказываются в условиях наихудших.

Я обнаружил, что срок жизни управленческого слоя в крупных системах составляет примерно полтора поколения, то есть около 40 лет.

За это время верхушка успевает набрать власть, окрепнуть, окаменеть и — развалиться под грузом противоречий.

Вероятно, до начала лавинообразного обрушения текущего управленческого слоя (в одной вымышленной стране) осталось около шести лет, и это не связано ни с какими выборами.

Признаки деградации системы, когда личное бездействие выгоднее принятия сильных решений, мы видим воочию на всех уровнях — от глав муниципалитетов и комбригов до министров и выше.

Выход в том, чтобы НЕ участвовать в создании и бетонировании крупных вертикальных систем. Они чужды природе.

Если Вы обнаружили себя в роли собственника и гендиректора крупного бизнеса, то выход не в том, чтобы успеть передать его детям. Вашим детям плевать на Ваш бизнес, потому что они ещё не изуродованы Вертикалью, они ещё способны искать Горизонталь. Вам нужно менять структуру собственности, вовлекая в сотрудники и совладельцы бывших подчинённых.

То же самое лучше делать на вершине государственной власти: поощрять подданных брать ответственность за соучастие и совладение.

Скорее всего, у Вас почти ничего не получится, но Вы хотя бы попробуете распорядиться властью и собственностью так, как требует совесть. Во всяком случае, будет не стыдно помирать.

М.
 
Редактирование:
Сверху Снизу