Migros — крупнейший кооперативный ритейлер Швейцарии
Migros (читается «Мигро») является крупнейшей розничной компанией Швейцарии, крупнейшей сетью супермаркетов и крупнейшим работодателем. Компания основана в 1925 году и входит в ТОП-40 ритейлеров мира.
Внимание! Структура собственности компании — Федерация кооперативов, насчитывающая более двух миллионов членов. Федерация — это 12 кооперативных групп и около 600 супермаркетов, расположенных по всей Швейцарии. Подавляющая часть продуктов и товаров (90%), продаваемых в супермаркетах Migros, производится собственными компаниями. Продукция M-Industry экспортируется в 50 стран, включая Китай.
Практически каждый третий швейцарец является совладельцем (пайщиком) компании и может на Общем собрании выбирать членов Совета, правления и контролирующего органа.
Компания принципиально не продает и никогда не продавал алкоголя и табака. Часть своего дохода компания тратит на социальные и культурные проекты.
Пайщики не получают дивиденды от прибыли, однако часть прибыли возвращается обратно в общество через снижение цены на товары. Если прибыль до вычета налогов достигает 5% от рыночной стоимости компании, все супермаркеты обязаны снижать свои цены. Таким образом, чем прибыльнее работает компания, тем доступнее становятся её товары. Демократичная структура собственности приводит к демократизации цен!
Молодой основатель компании Готлиб Даттвайлер покупал продукты напрямую у производителей и торговал с мобильных палаток (грузовиков) значительно дешевле рынка. Конкуренты обвинил его в «нечестной торговле» и пролоббировали пятикратное повышение налога на мобильные магазины. Даттвайлер не растерялся и открыл первый стационарный магазин, заметно расширив ассортимент, но продолжая «нечестно» продавать людям продукты по невысокой цене. Второй свой магазин он уже начал в форме кооператива, приглашая покупателей в совладельцы. Затем Даттвайлер стал открывать кооперативные магазины по всей стране, а также собственные производства. Затем он самый первый в Швейцарии открыл магазины самообслуживания (супермаркеты). Позже появились свой журнал, туристическое агентство, банк, страховая компания, рестораны, автозаправки, языковые школы и даже политическая партия.
Подробнее в заметке Нато Троценко «Migros: как авантюрные идеи и филантропия могут сделать компанию лидером рынка»: https://new-retail.ru/magaziny/istoriya/migros_kak_av..
Справка в англоязычной вике (воспользуйтесь функцией браузера «перевести страницу»): https://en.wikipedia.org/wiki/Migros
А вот «15 тезисов» основателя компании Готлиба Даттвайлера (текст на французском — попросите ваш браузер перевести): https://www.migros.ch/fr/entreprise/histoire-de-migro..
Тезисы основателя компании — это нечто вроде «Этического кодекса», которому следует придерживаться в управлении и развитии.
*****
Да, критики говорят, что компания утрачивает связь с идеалами своего основателя. Утверждается, что сегодня кооператив не управляется демократически его членами, как это когда-то предполагал Готлиб Даттвайлер. Что посредством различных изменений во внутренних актах теперь именно исполнительный совет принимает решения по основным вопросам.
Очевидно, это общая проблема для любых массивных по численности и протяжённых во времени человеческих организаций. Кооперативы, корпорации, государства — везде одно и то же. Этические лидеры умирают, идеалы выветриваются, бюрократия и корысть берут своё.
ОДНАКО даже при этих издержках кооперативная форма собственности и управления гораздо справедливее частно-капиталистических форм. У кооператива нет прибыли, которая изымается в пользу узкой группы частников. В кооперативе невозможен вывод дохода в офшоры, то есть за территорию жизни и деятельности участников.
Я думаю, проблема выветривания идеалов должна решаться не через отказ от создания крупных объединений, союзов, кооперативов, компаний, государств. Укрупнение, то есть вовлечение всего и вся в большие структуры, — это естественный ход вещей. Важно, чтобы с ростом компании или союза рос круг этических лидеров и организаторов, входящих в органы управления и контроля. Важно, чтобы лидеры передавали эстафету единомышленникам. Чтобы Совет кооператива и Устав не были формальностью.
Я думаю, ещё 100 лет назад эту задачу нельзя было решить для массивных коллективов, а в 21-м веке эту задачу уже невозможно не решить. Весь смыл и накал современной общественно-политической жизни состоит в поиске ответа на вопрос: как обеспечить солидарное этическое лидерство при развитии больших и разношёрстных человеческих сообществ.
Внимание! Структура собственности компании — Федерация кооперативов, насчитывающая более двух миллионов членов. Федерация — это 12 кооперативных групп и около 600 супермаркетов, расположенных по всей Швейцарии. Подавляющая часть продуктов и товаров (90%), продаваемых в супермаркетах Migros, производится собственными компаниями. Продукция M-Industry экспортируется в 50 стран, включая Китай.
Практически каждый третий швейцарец является совладельцем (пайщиком) компании и может на Общем собрании выбирать членов Совета, правления и контролирующего органа.
Компания принципиально не продает и никогда не продавал алкоголя и табака. Часть своего дохода компания тратит на социальные и культурные проекты.
Пайщики не получают дивиденды от прибыли, однако часть прибыли возвращается обратно в общество через снижение цены на товары. Если прибыль до вычета налогов достигает 5% от рыночной стоимости компании, все супермаркеты обязаны снижать свои цены. Таким образом, чем прибыльнее работает компания, тем доступнее становятся её товары. Демократичная структура собственности приводит к демократизации цен!
Молодой основатель компании Готлиб Даттвайлер покупал продукты напрямую у производителей и торговал с мобильных палаток (грузовиков) значительно дешевле рынка. Конкуренты обвинил его в «нечестной торговле» и пролоббировали пятикратное повышение налога на мобильные магазины. Даттвайлер не растерялся и открыл первый стационарный магазин, заметно расширив ассортимент, но продолжая «нечестно» продавать людям продукты по невысокой цене. Второй свой магазин он уже начал в форме кооператива, приглашая покупателей в совладельцы. Затем Даттвайлер стал открывать кооперативные магазины по всей стране, а также собственные производства. Затем он самый первый в Швейцарии открыл магазины самообслуживания (супермаркеты). Позже появились свой журнал, туристическое агентство, банк, страховая компания, рестораны, автозаправки, языковые школы и даже политическая партия.
Подробнее в заметке Нато Троценко «Migros: как авантюрные идеи и филантропия могут сделать компанию лидером рынка»: https://new-retail.ru/magaziny/istoriya/migros_kak_av..
Справка в англоязычной вике (воспользуйтесь функцией браузера «перевести страницу»): https://en.wikipedia.org/wiki/Migros
А вот «15 тезисов» основателя компании Готлиба Даттвайлера (текст на французском — попросите ваш браузер перевести): https://www.migros.ch/fr/entreprise/histoire-de-migro..
Тезисы основателя компании — это нечто вроде «Этического кодекса», которому следует придерживаться в управлении и развитии.
*****
Да, критики говорят, что компания утрачивает связь с идеалами своего основателя. Утверждается, что сегодня кооператив не управляется демократически его членами, как это когда-то предполагал Готлиб Даттвайлер. Что посредством различных изменений во внутренних актах теперь именно исполнительный совет принимает решения по основным вопросам.
Очевидно, это общая проблема для любых массивных по численности и протяжённых во времени человеческих организаций. Кооперативы, корпорации, государства — везде одно и то же. Этические лидеры умирают, идеалы выветриваются, бюрократия и корысть берут своё.
ОДНАКО даже при этих издержках кооперативная форма собственности и управления гораздо справедливее частно-капиталистических форм. У кооператива нет прибыли, которая изымается в пользу узкой группы частников. В кооперативе невозможен вывод дохода в офшоры, то есть за территорию жизни и деятельности участников.
Я думаю, проблема выветривания идеалов должна решаться не через отказ от создания крупных объединений, союзов, кооперативов, компаний, государств. Укрупнение, то есть вовлечение всего и вся в большие структуры, — это естественный ход вещей. Важно, чтобы с ростом компании или союза рос круг этических лидеров и организаторов, входящих в органы управления и контроля. Важно, чтобы лидеры передавали эстафету единомышленникам. Чтобы Совет кооператива и Устав не были формальностью.
Я думаю, ещё 100 лет назад эту задачу нельзя было решить для массивных коллективов, а в 21-м веке эту задачу уже невозможно не решить. Весь смыл и накал современной общественно-политической жизни состоит в поиске ответа на вопрос: как обеспечить солидарное этическое лидерство при развитии больших и разношёрстных человеческих сообществ.
Редактирование: