Солнечные сады или унылые фермы?
Еда да не та
Все разговоры о местной экономике крутятся вокруг еды; еду же сводят к «фермерству». А фермер – это ферма! И вот уже городская интеллигенция, которая мясо видит чаще на тарелке, начинает просчитывать инвестиции в ферму, забой, переработку.
Забой… В юности в гостях у родни в деревне меня пытались приобщить к тому, чтобы рубить головы курам, колоть свиней, резать горло овечкам… Даже сейчас, когда пишу это, сердце сжимается – не от страха – от унылой тоски. Сегодня на фермах современные «технологии», но ведь от этого, если вдуматься, ещё противнее.
Я не с луны свалился и знаю содержимое холодильников большинства семей. Знаю, что в экономике ещё долго не обойтись без животноводства. Но пусть этим занимается тот, кто не ищет альтернатив. Мне же хочется работать над альтернативой, потому что в 21-м веке еда не сводится к мясу, а экономика не сводится к еде. И да: кооперация не сводится к материальной выгоде!
Допустим, накормите Вы людей… А что: люди действительно голодают? Мы в блокадном Ленинграде? Или в лачуге крестьянина 19-го века, чьи посевы уничтожило засухой? Задумайтесь: в наше время от последствий многолетнего переедания умирают в тысячи раз чаще, чем от голода! Ну, хорошо, накормим людей; где гарантии, что получим более нравственное общество? Сытое брюхо к ученью глухо.
Если душа не зачерствела и внутри что-то съёживается (даже если едите мясо, как и я), то, может быть, не стоит начинать? Плюнем на ферму! К чёрту выгодный инвест-проект! Давайте я покажу Вам, что в 21-м веке это не лучшие инвестиции и не лучшее приложение сил для социального организатора.
Закономерность
В мире накопилось столько противоречий, а глобус стал таким хрупким, что третьей мировой войны или всемирной тирании человечеству не пережить. Чтобы остановить гибельный сценарий, нужны светлые души и необычные решения. Нравственный уровень лидеров должен быть на голову выше, чем это было в прежние века.
Причём здесь фермы, спросите Вы? Разве животновод не может быть нравственным человеком? Отвечу парадоксом: отдельно взятые фермеры – почти всегда добрые труженики, но вот сообщество фермеров вряд ли поднимется до этического уровня, необходимого для решения глобальных проблем.
Я вижу закономерность: по-настоящему одухотворённый подход к миру и к вызовам современности демонстрируют сообщества, в которых стало нормой либо вегетарианство, либо строгие религиозные посты. Этот одухотворённый подход не найти в сообществах людей, чья повседневная деятельность связана с так называемым «животноводством». Наверное, потому, что невозможно любить мир и не любить животных, но невозможно любить животных и гнать их на убой.
То ли дело – земледелие, садоводство, огородничество! Это огромная часть экономики и поле для социального творчества, а главное – никаких забойных цехов. Дети играют с животными и приучаются заботиться о них без унылого молчания взрослых о том, что завтра эту курочку или этого ягнёнка превратят в котлету.
Ограничения
Я невольно начинаю агитировать, хотя хотел прагматично рассказать о преимуществах и ограничениях. Кстати, что прагматично для одних, то расточительно для других. Вот животноводство – это вроде практично? Люди всегда хотят кушать, а едят они мясо, так давайте построим ферму, что может быть проще? У меня другие доводы, хотя кому-то они покажутся ерундой.
Я уверен: если соорганизатор направит сообщество в сторону «мясной индустрии», то столкнётся с ограничениями, которые не позволят сообществу соответствовать духу 21-го века:
Первое. В таком сообществе, по принципу «подобное – к подобному», начнут задавать тон люди с мировоззрением фермера, мясоеда, охотника, а принципиально иное мировоззрение будет в загоне.
Второе. На уровне сообщества возникнут трудности с пониманием подлинной любви к природе и животным. Будет преобладать утилитарный подход к окружающему миру, а значит и к людям: я «люблю» это за то, что оно приносит мне пользу. Будет невозможно понять, что природа и даже «мёртвая» материя имеют самостоятельную ценность безотносительно выгоды для человека.
Третье. Учитывая, что на мясобойнях происходит неэквивалентный «обмен», то есть животные отдают не «мясо», а жизнь, будет почти невозможно жертвовать больше, чем получаешь. Мысль о том, что животному миру нужно возвращать долги за сотни лет истребления, покажется чуждой. Нелепым покажется подход, в соответствии с которым заботу о матери Природе нужно вписывать в проект развития территории, а конкретную местность вносить в пайщики кооператива как полноценное физическое лицо, наделённое всеми правами. [1]
Четвёртое. Внутри сообщества (территории) будет постоянная борьба с алкоголизмом, курением, игроманией и прочими пристрастиями. Просто потому, что мясо и алкоголь связаны тонкими нитями. Эта борьба будет оттягивать энергию, а подноготная останется непонятной.
Пятое. Будет трудно донести до сообщества преимущества подходов Open-source & Free, свободных лицензий Creative Commons, практики краудфандинга и добровольных вознаграждений. [2]
Шестое. Будет трудно приобщить людей к новизне «творческой экономики» и донести мысль о том, что экономические стимулы перестают главенствовать в современных сообществах.
Седьмое. Будет психологически непонятной идея активного ненасильственного сопротивления (сатьяграхи), неагрессивного отношения к противнику и доброжелательного отношения к оппонентам. [3] Это будет объявлено блажью, а уважаться будут методы решения проблем через грубую силу, внешнее принуждение и деньги.
Можно продолжать, но довольно. Человек, созревший до такого подхода к миру, примет всё без доказательств, а не созревший будет отстаивать свою картину мира.
Так как быть с мясом?
Я не люблю мясо, но иногда ем его, к сожалению. Пытался отказаться 25 лет назад, однако логика семьи и общепита взяла своё. Думаю, со второй попытки (с сединой на висках) у меня получится. Я не осуждаю мясоедов и никого не агитирую, вопрос интимный. Мотивы могут быть разными: от этических до диетических, главное – созреть. Иначе можно перепутать цель и средства. Бывают вегетарианцы, которые перестали поедать животных, но «поедают» человеков постоянным осуждением. Уж лучше б ели мясо!
И всё-таки душа подсказывает путь. В одночасье отказаться от мяса и перевернуть кулинарные привычки семьи вряд ли возможно. И вряд ли нужно, ибо мирная атмосфера в семье дороже диеты. Для себя я решил:
Во-первых, буду снижать потребление мяса, чтобы постепенно довести до нуля, заменяя более здоровой пищей. Если Ваш возраст 40+, то почти наверняка Вы питаетесь избыточно (переедаете), и отказ от тяжёлой пищи пойдёт на пользу. (Не спорю с теми, кто считает мясо незаменимым; миллиард людей доказывают обратное.)
Во-вторых, не буду участвовать как со-инвестор или со-организатор в проектах, связанных с убоем животных, а также с фабричными условиями их эксплуатации и содержания.
Не хочется инвестировать ни рубля и ни минуты в унылые фермы. Да здравствуют солнечные сады! [4]
Сноски
[1] В настоящее время статус живого существа (физического лица со всеми правами) присвоен реке Уонгануи (Новая Зеландия), а также некоторым другим рекам, озёрам и иным объектам природы.
[2] Неслучайно именно вегетарианцы составляют актив международного сообщества OneArmy.Earth, которое решает экологические проблемы в духе нового времени.
[3] Неслучайно сатьяграха, как практика высоконравственного ненасильственного сопротивления колониальному режиму, родилась в Индии, где подавляющее большинство народа – вегетарианцы, каким был и лидер движения Махатма Ганди.
[4] Созвучный по названию сельхоз-кооператив «Солнечные сады Сочи» создан вегетарианцами. Не знаю подробностей проекта, но сама идея о том, что каждый может стать со-инвестором фруктового сада или ягодника на берегу моря, – радует душу. В отличие от идеи «собственной мясохладобойни на артельных началах в Самаре», как шутил Остап Бендер.
Все разговоры о местной экономике крутятся вокруг еды; еду же сводят к «фермерству». А фермер – это ферма! И вот уже городская интеллигенция, которая мясо видит чаще на тарелке, начинает просчитывать инвестиции в ферму, забой, переработку.
Забой… В юности в гостях у родни в деревне меня пытались приобщить к тому, чтобы рубить головы курам, колоть свиней, резать горло овечкам… Даже сейчас, когда пишу это, сердце сжимается – не от страха – от унылой тоски. Сегодня на фермах современные «технологии», но ведь от этого, если вдуматься, ещё противнее.
Я не с луны свалился и знаю содержимое холодильников большинства семей. Знаю, что в экономике ещё долго не обойтись без животноводства. Но пусть этим занимается тот, кто не ищет альтернатив. Мне же хочется работать над альтернативой, потому что в 21-м веке еда не сводится к мясу, а экономика не сводится к еде. И да: кооперация не сводится к материальной выгоде!
Допустим, накормите Вы людей… А что: люди действительно голодают? Мы в блокадном Ленинграде? Или в лачуге крестьянина 19-го века, чьи посевы уничтожило засухой? Задумайтесь: в наше время от последствий многолетнего переедания умирают в тысячи раз чаще, чем от голода! Ну, хорошо, накормим людей; где гарантии, что получим более нравственное общество? Сытое брюхо к ученью глухо.
Если душа не зачерствела и внутри что-то съёживается (даже если едите мясо, как и я), то, может быть, не стоит начинать? Плюнем на ферму! К чёрту выгодный инвест-проект! Давайте я покажу Вам, что в 21-м веке это не лучшие инвестиции и не лучшее приложение сил для социального организатора.
Закономерность
В мире накопилось столько противоречий, а глобус стал таким хрупким, что третьей мировой войны или всемирной тирании человечеству не пережить. Чтобы остановить гибельный сценарий, нужны светлые души и необычные решения. Нравственный уровень лидеров должен быть на голову выше, чем это было в прежние века.
Причём здесь фермы, спросите Вы? Разве животновод не может быть нравственным человеком? Отвечу парадоксом: отдельно взятые фермеры – почти всегда добрые труженики, но вот сообщество фермеров вряд ли поднимется до этического уровня, необходимого для решения глобальных проблем.
Я вижу закономерность: по-настоящему одухотворённый подход к миру и к вызовам современности демонстрируют сообщества, в которых стало нормой либо вегетарианство, либо строгие религиозные посты. Этот одухотворённый подход не найти в сообществах людей, чья повседневная деятельность связана с так называемым «животноводством». Наверное, потому, что невозможно любить мир и не любить животных, но невозможно любить животных и гнать их на убой.
То ли дело – земледелие, садоводство, огородничество! Это огромная часть экономики и поле для социального творчества, а главное – никаких забойных цехов. Дети играют с животными и приучаются заботиться о них без унылого молчания взрослых о том, что завтра эту курочку или этого ягнёнка превратят в котлету.
Ограничения
Я невольно начинаю агитировать, хотя хотел прагматично рассказать о преимуществах и ограничениях. Кстати, что прагматично для одних, то расточительно для других. Вот животноводство – это вроде практично? Люди всегда хотят кушать, а едят они мясо, так давайте построим ферму, что может быть проще? У меня другие доводы, хотя кому-то они покажутся ерундой.
Я уверен: если соорганизатор направит сообщество в сторону «мясной индустрии», то столкнётся с ограничениями, которые не позволят сообществу соответствовать духу 21-го века:
Первое. В таком сообществе, по принципу «подобное – к подобному», начнут задавать тон люди с мировоззрением фермера, мясоеда, охотника, а принципиально иное мировоззрение будет в загоне.
Второе. На уровне сообщества возникнут трудности с пониманием подлинной любви к природе и животным. Будет преобладать утилитарный подход к окружающему миру, а значит и к людям: я «люблю» это за то, что оно приносит мне пользу. Будет невозможно понять, что природа и даже «мёртвая» материя имеют самостоятельную ценность безотносительно выгоды для человека.
Третье. Учитывая, что на мясобойнях происходит неэквивалентный «обмен», то есть животные отдают не «мясо», а жизнь, будет почти невозможно жертвовать больше, чем получаешь. Мысль о том, что животному миру нужно возвращать долги за сотни лет истребления, покажется чуждой. Нелепым покажется подход, в соответствии с которым заботу о матери Природе нужно вписывать в проект развития территории, а конкретную местность вносить в пайщики кооператива как полноценное физическое лицо, наделённое всеми правами. [1]
Четвёртое. Внутри сообщества (территории) будет постоянная борьба с алкоголизмом, курением, игроманией и прочими пристрастиями. Просто потому, что мясо и алкоголь связаны тонкими нитями. Эта борьба будет оттягивать энергию, а подноготная останется непонятной.
Пятое. Будет трудно донести до сообщества преимущества подходов Open-source & Free, свободных лицензий Creative Commons, практики краудфандинга и добровольных вознаграждений. [2]
Шестое. Будет трудно приобщить людей к новизне «творческой экономики» и донести мысль о том, что экономические стимулы перестают главенствовать в современных сообществах.
Седьмое. Будет психологически непонятной идея активного ненасильственного сопротивления (сатьяграхи), неагрессивного отношения к противнику и доброжелательного отношения к оппонентам. [3] Это будет объявлено блажью, а уважаться будут методы решения проблем через грубую силу, внешнее принуждение и деньги.
Можно продолжать, но довольно. Человек, созревший до такого подхода к миру, примет всё без доказательств, а не созревший будет отстаивать свою картину мира.
Так как быть с мясом?
Я не люблю мясо, но иногда ем его, к сожалению. Пытался отказаться 25 лет назад, однако логика семьи и общепита взяла своё. Думаю, со второй попытки (с сединой на висках) у меня получится. Я не осуждаю мясоедов и никого не агитирую, вопрос интимный. Мотивы могут быть разными: от этических до диетических, главное – созреть. Иначе можно перепутать цель и средства. Бывают вегетарианцы, которые перестали поедать животных, но «поедают» человеков постоянным осуждением. Уж лучше б ели мясо!
И всё-таки душа подсказывает путь. В одночасье отказаться от мяса и перевернуть кулинарные привычки семьи вряд ли возможно. И вряд ли нужно, ибо мирная атмосфера в семье дороже диеты. Для себя я решил:
Во-первых, буду снижать потребление мяса, чтобы постепенно довести до нуля, заменяя более здоровой пищей. Если Ваш возраст 40+, то почти наверняка Вы питаетесь избыточно (переедаете), и отказ от тяжёлой пищи пойдёт на пользу. (Не спорю с теми, кто считает мясо незаменимым; миллиард людей доказывают обратное.)
Во-вторых, не буду участвовать как со-инвестор или со-организатор в проектах, связанных с убоем животных, а также с фабричными условиями их эксплуатации и содержания.
Не хочется инвестировать ни рубля и ни минуты в унылые фермы. Да здравствуют солнечные сады! [4]
Сноски
[1] В настоящее время статус живого существа (физического лица со всеми правами) присвоен реке Уонгануи (Новая Зеландия), а также некоторым другим рекам, озёрам и иным объектам природы.
[2] Неслучайно именно вегетарианцы составляют актив международного сообщества OneArmy.Earth, которое решает экологические проблемы в духе нового времени.
[3] Неслучайно сатьяграха, как практика высоконравственного ненасильственного сопротивления колониальному режиму, родилась в Индии, где подавляющее большинство народа – вегетарианцы, каким был и лидер движения Махатма Ганди.
[4] Созвучный по названию сельхоз-кооператив «Солнечные сады Сочи» создан вегетарианцами. Не знаю подробностей проекта, но сама идея о том, что каждый может стать со-инвестором фруктового сада или ягодника на берегу моря, – радует душу. В отличие от идеи «собственной мясохладобойни на артельных началах в Самаре», как шутил Остап Бендер.
Редактирование: