13. Соорганизаторы: образование или ликбез?


Профессионалы

Смысл деятельности соорганизатора — содействие самоорганизации и самоуправлению местных жителей. Трудно представить работу социального организатора в отрыве от развития территории с опорой на местные сообщества.

Важно с самого начала разделить соорганизацию как профессию и соорганизацию как временную деятельность.

Соорганизатор профессионал зарабатывает свой хлеб тем, что его приглашают (нанимают) люди для решения проблем своей территории. Приглашать могут одиночки или уже сложившиеся инициативные группы. Приглашать могут частные лица, местные власти, территориальные фонды, предпринимательские сообщества и союзы.

Главная задача профессионального соорганизатора — помочь выделиться местным лидерам, помочь им сформировать крепкое сообщество, помочь выработать план развития территории и получить первые успехи. Затем такой внешний организатор покидает сообщество, оставляя за собой, при необходимости, роль внешнего консультанта.

Задача внешнего организатора — обнаружить скрытые ресурсы и запустить внутренний «реактор», чтобы сообщество начало развиваться автономно без помощи извне.

Вроде бы напрашивается вывод о том, что профессиональную подготовку социальных организаторов лучше обеспечат высшие учебные заведения, где есть возможность дать студенту глубокое, всестороннее образование. Сама профессия организатора и менеджера местных сообществ подразумевает работу «на стыке» десятков областей знаний: от психологии, истории и юриспруденции до экономики, менеджмента, предпринимательства. В идеале нужно иметь не только «междисциплинарную» эрудицию, но культурный кругозор и запас жизненного опыта.

Однако можно предположить, что специальная подготовка в учебных заведениях вряд ли будет гарантировать профессионализм таких специалистов. Именно в силу того, что социальный организатор по самой своей сути «не умещается» ни в одну специальность и не имеет узкой специализации.

Настоящий социальный организатор это, скорее, призвание, долг, служение, нравственный и общественный призыв, нежели набор специальных знаний и навыков. Нужно иметь способности и любовь именно к подобному роду деятельности — объединять и организовывать сложные, разношёрстные сообщества, нередко на депрессивных территориях в условиях неверия или даже враждебности.

В чём профессионализм человека, способного объединять, вдохновлять и организовывать? Разве не способность к искреннему общению и наличие харизмы нужны для этого? Однако мы сами обозначили, что внешний организатор не должен быть лидером местного сообщества, а должен помочь выделиться местным лидерам, чтобы самому отойти в сторону. Где же истина? Необходимы лидерские качества профессиональному соорганизатору или нет?

Но давайте спросим себя, как можно помочь местным лидерам, не будучи авторитетом для них? Местные активисты должны воспринимать социального организатора как знатока своего дела, который должен для начала организовать их самих. Профессиональный соорганизатор должен быть лидером, но этого не должно быть заметно. Звучит парадоксом!

Задача внешнего организатора — не выпячивать себя и не замыкать сообщество на себе, а лишь подтолкнуть актив к самостоятельному плаванию, помочь раскрыть паруса нужным ветрам. Соорганизатор стоит на снежном склоне и точно знает, куда нужно бросить снежок, чтобы сошла лавина.

Вряд ли профессиональных социальных организаторов можно штамповать тысячами в рамках государственных образовательных программ. Самодовлеющее государственное начало по своей природе стремится подмять под себя ростки «низовой» самостоятельности, подлинной общественной самоорганизации и самоуправления. Поэтому гораздо больше успеха в подготовке (лучше сказать — выпестывании) общественных организаторов добьются небольшие частные учебные заведения, а ещё лучше — кооперативные, народные.

Именно различные местные кооперативные объединения лучше всего справятся с задачей просвещения и обучения людей, призванных действовать в интересах своей же собственной территории. В том числе — с задачей подготовки сотен организаторов домовых и дворовых комитетов, территориальных общин, районных советов и вече.

Ещё одной особенностью подготовки соорганизаторов является обязательное обучение под руководством опытного мастера и наставника. Самое важное — передать ученику дух и нравственный кодекс общественного организатора, больше — подвижника, чем эксперта и консультанта.

Передачу нравственных и духовных качеств лучше обеспечат такая атмосфера и такая практика, какие можно встретить в школах боевых искусств или в авторских мастерских выдающихся деятелей культуры, науки, предпринимательства. Иначе говоря, такой формат, когда обучение происходит под руководством мастера в реальных условиях.


Стихийные организаторы

Так или иначе, но пока трудно представить, во что выльется в России подготовка профессиональных социальных организаторов, и насколько это будет востребованным. Однако очень востребована уже сейчас передача тысячам людей того, что можно назвать ликбезом или основами соорганизации.

Речь идёт о множестве людей, часто местных активистов и лидеров, которые никогда не думали становиться общественными организаторами, но которым жизненно важно решить насущные проблемы своей территории, своего сообщества, своего дела. Этим людям достаточно выступить в роли социального организатора один раз.

Мы уже говорил об этом. Переселенцу в сельскую местность жизненно важно стать соорганзатором, чтобы переселяться не в одиночку, но командой, и чтобы наладить общение со всеми местными игроками на новой территории. Предпринимателю важно стать соорганизатором, если он мечтает о кооперации со своими соседями, бывшими конкурентами, чтобы отстоять местные рынки у пришлых корпораций и сетей. Глава муниципалитета не сможет успешно управлять в наступающие годы, если не сумеет соорганизовать местных лидеров и опереться на местные сообщества. Соседям по дому или двору всё тяжелее будет отстаивать свои права, контролировать расходы и защищать территорию, если они не объединены в соседские советы.

Напрашивается концепция некоего проекта, Школы социального организатора или ряда школ, которые смогут быстро и эффективно оказывать помощь таким «стихийным организаторам». Этим людям не нужно академическое образование и даже диплом им не нужен. Этих людей необходимо вооружить элементарными знаниями и навыками, сообщить правильное направление, вдохновить и поддержать в решении конкретных проблем.

Прежде чем перейдём к попытке обрисовать образ такой небольшой школы, следует ответить на один принципиальный вопрос. На каких экономических основах и в каких организационных формах должна быть построена такая школа, чтобы не просто обучать людей основам соорганизации, но чтобы эти «народные организаторы» действовали по-настоящему в народных интересах?

Иными словами, такая школа должна быть построена как стандартное коммерческое частнокапиталистическое учебное предприятие? Или как открытый некоммерческий народный проект? Вопрос поставлен так, что ответ очевиден. Но поговорим об этом в отдельной статье.

[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу