17. Курс «Основы соорганизации»
Из книги «Соорганизатор». |
Главной задачей «Школы социального организатора» является создание усилиями сотен людей, от профессиональных наставников до «стихийных» организаторов, открытой и насыщенной учебно-образовательной среды. Первейшей прикладной задачей видится формирование простого и действенного вводного курса, содержащего основы социальной организации. Просеяв опыт множества людей, необходимо отобрать знания и навыки, позволяющие любому активному человеку стать организатором общественных изменений, успешно решая стоящие перед его сообществом проблемы.
Представленное в этой статье содержание курса «Основы соорганизации» правильно понимать лишь как личный вклад автора в общее дело. Данный текст — приглашение к открытому диалогу и сотрудничеству.
Материалы вводного курса вряд ли должны содержать слишком много информации. Мы уже говорили о том, что на описание идей и практик местного развития можно потратить всю жизнь, а для научного изучения и всестороннего образования могут создаваться целые академии. Однако тексты сами по себе не меняют людей, а это значит, что ценность любого текста заведомо ниже практического занятия в глазах самих читателей. Участники школы должны понимать, что основная ценность содержится не в текстовой части учебных и сопутствующих материалов, а в возможности решать практические задачи по развитию своих сообществ и территорий при поддержке открытого и живого интернет-сообщества. Таким образом, в материалах вводного курса текста должно быть ровно столько, чтобы начать действовать в правильном направлении.
Предложенный курс «Основы соорганизации» разбит на тематические блоки-шаги общей длительностью примерно в 1,5-2 месяца (40-50 рабочих дней). При этом учебный месяц не равен календарному. Студент начинает не просто читать, а совершает определённый набор действий, выполняет задания, решает практические задачи. Каждый последующий блок логически вытекает из предыдущего. Таким образом, обучение общей длиной в 40-50 интенсивных дней может занять у конкретных людей намного больше времени — всё зависит от их реальных результатов.
Выглядеть учебный курс может как информация в специальных разделах форума с возможностью оставлять отзывы, вопросы и читать сообщения других. Студент открывает электронный «Дневник», который вправе вести публично или доверять какую-то информацию лишь избранным участникам. Люди с компетенцией и опытом начинают отвечать студентам в том или ином формате. Так начинается вовлечение в коллективное обучение, когда люди «варятся» в одном сообществе, помогая друг другу.
Содержание курса «Основы соорганизации»
Блок 0. Обратная связь
№ | Урок | Теория | Действия |
1 | Онлайн-дневник | О ведении онлайн-дневников (тем) в учебной среде школы. | Откликнуться в дневнике. |
2 | Необходимые инструменты | Для чего понадобятся аккаунты Вконтакте, Skype, канал на YouTube. | Сообщить в дневнике свои контакты: VK, Skype, YouTube |
3 | Создание видео | О необходимости сделать видео «Отчёт соорганизатора» в конце (или по ходу) обучения. Советы по записи и монтажу роликов. | Загрузить в дневник короткое приветственное видео. |
Блок 1. Соорганизатор
№ | Урок | Теория | Действия |
4 | Знакомство | Справка о школе, экспертах, наставниках. Реальный опыт. | Опубликовать в дневнике (или приватно) анкету и автобиографию. |
5 | Выбор группы | Пять основных категорий (социальных групп). | Определить свою группу и написать о своих целях. |
6 | Социальный организатор | Необходимость профессии. Определение и цели. Мировой и российский опыт. | Описать свой опыт организатора (любой; дать студенту наводки, направить). |
7 | Идеальный соорганизатор | Портрет и качества. Нравственный кодекс. Алинский vs Ганди. Знания и умения. | Подтвердить принятие кодекса. Описать свои сильные и слабые качества по списку. |
Блок 2. Территория
№ | Урок | Теория | Действия |
8 | Привязка к территории | Почему развитие может быть только местным. Почему без территории нет сообщества. Примеры местных сообществ. Их жизнь, экономика, культура. Субъекты территории. | Выбрать территорию для работы. Для каждой группы своя специфика: место для переезда, существующее поселение, местный рынок, муниципалитет, городской двор. |
9 | Анализ территории | Что нужно знать о своей территории. Общая картина. | Провести анализ и прислать характеристики своей территории. Описать по шпаргалке местное население, местную власть, местный бизнес. Экономику. Культуру. |
10 | Расстановка сил | Игроки. Политический анализ. Союзники. Противники. Спонсоры. Угрозы. Власть. | Описать всех игроков на территории. Расставить фигурки. |
Блок 3. Сообщество
№ | Урок | Теория | Действия |
11 | Сообщество | Определение и суть community. Отличие от иных форм. Примеры в истории и сегодня. | Прислать описание сообществ на территории (в т.ч. где есть собственное участие). |
12 | Неизбежность объединения | Почему нужно объединяться. Теоретические, идейные основы объединения. Тённис. Кропоткин. Чаянов. Теория игр. «Управляя общим». Основы кооперации. | Студенту подготовить краткую публичную речь о выгодах объединения. Вопросы, ответы на которые ведут к объединению. Только своими словами. |
13 | Виртуальное сообщество | Способы поиска потенциальных членов сообщества (единомышленники, сочувствующие, интересующиеся, активные). Способы коммуникации (интернет, клубы, странички). Примеры. | Запустить в интернете процесс поиска и коммуникации с потенциальными и реальными членами сообщества на своей территории. Специфика для всех групп. |
14 | Место для встреч | Для чего нужно место для встреч и общения. Примеры. Инструкции о том, как найти (создать) такое место быстрее и дешевле (в идеале — бесплатно, за счёт общих ресурсов). Требования к помещению. Инструменты. | Студенту создать и описать место для встреч и общения. Запустить процесс. |
15 | Повестка дня и первая встреча | Как задать цели, формат и повестку для регулярного общения (встреч), чтобы, с одной стороны, привлекать как можно больше сторонников, с другой стороны, не скатиться до чисто «разговорного» клуба, откуда начнут уходить деятельные участники. | Согласовать повестку первой встречи и провести встречу. |
Блок 4. Искусство общения
№ | Урок | Теория | Действия |
16 | Искусство общения | Виды общения. Диалоги. Переговоры. Обсуждения. Основные принципы и навыки плодотворного общения. Техники. Упражнения. | Наработка ежедневной практики (часов) общения. Вопросы и отчёты. |
17 | Публичные выступления | Основы публичных выступлений. Постановка голоса (упражнения). Мимика. Жесты. Эмоции. Структура и триединство речи. Контроль аудитории. Паузы. Диалог. Ответы на вопросы. Искусство рассказчика. Особенности выступлений соорганизатора. | Практикование публичных выступлений. Отчёты. Работа над ошибками. |
18 | Искусство конфликта. Дипломатия | Основы конфликтологии. Разрешение конфликта. Правила дискуссии, спора, критики. Азы дипломатии. Стрессоустойчивость. | Вхождение в конфликт, дискуссию, спор. Разрешение. Отчёты, вопросы, работа над ошибками. |
Блок 5. Специальные знания
№ | Урок | Теория | Действия |
19 | Обязательная литература | Список книг, статей, фильмов для обязательного изучения. | Вести в учебной среде дневник с впечатлениями, выводами и вопросами. |
20 | Выделение лидеров, активистов | Советы по распознаванию лидеров (активистов) сообщества. Движущие силы. Харизматики. Неприметные. «Буйные». Тихие. Альтруисты. Карьеристы. «Артисты». «Философы». Предприниматели (креативщики). Исполнители. Пенсионеры. Женщины. «Спринтеры». «Стайеры». | Начинать в ходе встреч и общения распознавать актив сообщества. Описать его. |
21 | Формы соорганизации | Существующие ОПФ. ТОСы и альтернативы. Законы, нормы, практика. Налоги, бухучёт, право. | ОПФ и юридический статус сообщества. |
22 | Экономика сообщества | Способы поиска, привлечения, генерирования средств на нужды сообщества. Примеры. Практика. | Экономическая ситуация в сообществе, вопросы. |
Блок 6. Специальные навыки
№ | Урок | Теория | Действия |
23 | Мозговые штурмы | Основы проведения мозговых штурмов. Работа в группах. Ямы, тупики. Перевод на бумагу. | Проведение цикла коллективной работы по темам: 1. Образ будущего. 2. Слабые стороны, проблемы, дефицит. 3. Сильные стороны, имеющиеся ресурсы. 3. Направления деятельности. 4. Приоритетная деятельность. 5. Проект и программа. |
24 | Групповые техники | Цель, структура и примеры коротких групповых техник и игр, усиливающих единение, расслабление, концентрацию, ускорение коллективной мыследеятельности. | Начать использовать техники, игры. Отчёты. |
25 | Тактики соорганизации | Примеры успешных тактик (приёмов) соорганизации. Этические требования. | Разбор примеров, ошибки, сильные решения. Применить к себе. |
Блок 7. Фабрика мысли (Think tank)
№ | Урок | Теория | Действия |
26 | Образ будущего | Примеры представлений о будущем. Отличие мечты от цели. | Провести работу на указанную тему. Вопросы. Отчёт. |
27 | Слабые и сильные стороны | SWOT-анализ и прочие способы анализа сообщества (территории). Ресурсы, права. Дефицит. | Провести работу на указанную тему. Вопросы. Отчёт. |
28 | Направления, приоритеты | Примеры направлений деятельности и выбранных приоритетов. | Провести работу. Отчёт. |
29 | Проекты и программы | Что такое «проект». Отличие проекта от работы. Стратегия и тактика. Распределение ролей и ответственных. Примеры проектов. | Провести работу. Отчёт. |
30 | Исполнимая задача | О важности первых совместных положительных результатов. Брать заведомо исполнимую цель. Ничто так не объединяет и не мобилизует, как первая победа. Примеры. | Согласовать первую задачу и начать исполнение. Отчёт. |
Блок 8. Проект развития
№ | Урок | Теория | Действия |
31 | Проект развития территории | Что такое проект развития территории. Кого и что он должен учитывать. Действующие проекты развития. Участие власти. Участие бизнеса. Участие населения. | Создание силами сообщества черновика проекта для подключения всех сторон. |
32 | Подключение местных жителей | Интересы людей на территории. Роль местного населения в общем проекте. Типичное поведение, аргументы, неверие, противодействие, пессимизм, агрессия, эгоизм. Лучшие стороны, черты, традиции. Способы коммуникации и взаимодействия. Общий знаменатель, точки соприкосновения, «мосты». | Начать общение и взаимодействие актива сообщества с местными жителями. Вопросы. Отчёты. |
33 | Подключение предпринимателей | (Аналогично. Плюс акцент на основы и выгоду кооперации). | Начать общение и взаимодействие. Вопросы. Отчёты. |
34 | Подключение служащих МСУ | (Аналогично. Акцент на логику государственной и местной власти). | Начать общение и взаимодействие. Вопросы. Отчёты. |
Блок 9. Первый кризис
№ | Урок | Теория | Действия |
35 | Шеф, всё пропало! | Примеры чужих ситуаций и ошибок. | Описать ситуацию в сообществе. |
36 | Кризис — это шанс! | О неизбежности и важности кризисов. Синусоида развития. Ещё раз о смысле сообщества и соорганизации. | Провести самоанализ работы сообщества. Выявить ошибки. Отчёт. |
37 | Коррекция | Положительные примеры корректировки задач. Лидеры. Воодушевление. Мобилизация. | Корректировка исполнимой задачи. Действия. Отчёт. |
Блок 10. Первая победа
№ | Урок | Теория | Действия |
38 | Рефлексия | Тройственный анализ. Выделение главного. Закрепление. Что дальше? | Провести анализ своих действий, действий сообщества, результатов. Отчёты. |
39 | Дистанция | Ещё раз о роли соорганизатора. О важности дистанции. Примеры, цитаты. | Первый опыт частично самостоятельной работы сообщества. |
40 | Видеоотчёт | Примеры роликов о развитии сообщества глазами соорганизатора. Общие и технические советы. | Сделать и прислать (загрузить к себе на канал) видео «Отчёт соорганизатора». |
[Читать дальше]
[Оглавление]