19. Идеализации (вместо самокритики)


Вполне возможно, что настоящие заметки не получат сколько-нибудь весомых отзывов, ни положительных, ни критических, потому что автор не сумел показать новизну и остроту насущной темы. Или тема вдруг окажется не такой насущной, как видится автору, если мы в России переживаем очередной застой идей местного развития в силу объективных причин.

Но если критика всё-таки последует, то не исключено, что львиную долю претензий и вопросов можно будет описать словом идеализация.

«Вы идеализируете значимость местного самоуправления в России, где всё решает центральная власть, а реформы всегда были только сверху». «Вы идеализируете готовность наших людей становиться общественными организаторами и лидерами; народу не до жиру, быть бы живу». «Вы идеализируете силу ненасильственного сопротивления». «Вы идеализируете образ Ганди». «Вы идеализируете народную поддержку проектов, в том числе готовность к пожертвованиям». «Вы вообще всё идеализируете».

Да, автор много идеализирует. В конце концов, должен хоть кто-нибудь стирать пыль с поверхности общественных идеалов? От бесконечного топота миллионов прагматиков и реалистов поднимается такая пылевая завеса, что вокруг почти не видно блестящих глаз, и скоро исчезнет из виду само солнце.

Но как удивятся материалисты и логики, поклонники научного прогресса, если остановятся хоть на миг и обратят внимание на то обстоятельство, что все ключевые события истории никогда не выводятся напрямую из всего предыдущего. История развивается не просто не линейно, но даже не по спирали. И всегда присутствует какой-то таинственный элемент «Икс», который часто направляет движение истории совсем не туда, куда подталкивают земная логика и «здравый смысл».

Верующие называют это борьбой добра и зла, Божьим промыслом и дьявольскими кознями, неверующие делают бога из случайности. Теория «Чёрных лебедей» Нассима Талеба сама стала невиданной птицей, прилетевшей внезапно и устроившей переполох в мозгах тысяч аналитиков и прогнозистов. Многие вдруг согласились, что великие события истории, экономики и культуры всегда происходят неожиданно для большинства, всегда оглушают нас своим размахом и могут быть рационально объяснены только постфактум.

Учитывая неожиданное усиление над планетой в последние десятилетия порывистого «ветра» и грозовых «раскатов», может получиться так, что прагматики и реалисты окажутся на обочине жизни и начнут хуже понимать реальность. Вся надежда на идеалистов, утопистов и романтиков!

Ответ на вероятную критику напрашивается в том же духе, что афоризм про демократию, которая плоха, но ничего лучшего человечество не придумало. Предложите убедительную альтернативу.

Вы не допускаете превосходства общественно-социалистической формации над частнокапиталистической? Предложите такую модификацию вашего капитализма, которая не основана на возвышении одних за счёт эксплуатации других; которая не ведёт в царство пошлости и наживы. Вы не верите в народную самоорганизацию и самоуправление? Предложите более действенную и красивую модель местного развития.

Вы не чувствуете необходимости в подготовке общественных организаторов нового типа? Предложите свой портрет востребованных общественных лидеров. Не замечаете потенциала ненасильственного сопротивления? Не верите в высшую правду милосердия? Убедите нас в том, что насилие над нами есть благо для нас. Великий инквизитор в «Братьях Карамазовых» попробовал убедить — не вышло.

Вы считаете утопией развитие открытых образовательных и просветительских проектов за счёт добровольных пожертвований образованных и просвещённых? Сделайте ваше образование и просвещение таким, чтобы захотелось купить.

Если вы предлагаете что-то взамен, напишите об этом хотя бы двадцать страниц обстоятельного, ясного текста. Мы обязательно обсудим его на форуме проекта «Соорганизатор».

М.

[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу