Местные сообщества против социальных сетей?

Предлагаю на примере Клуба «Развитие территорий» оценить плюсы и минусы социальных интернет-сетей как таковых. Начнём с плюсов:

Плюс 1. Прирост аудитории.
Плюс 2. Регулярно публикуются вполне интересные новости по теме.
Плюс 3. Можно найти не чуждых людей в своём регионе, собрать небольшие оффлайн-встречи.

Всё, пожалуй? Теперь минусы:

Минус 1. Посмотрите количество просмотров каждой новости. При аудитории в 12000 подписчиков (май 2018) каждую запись полностью просматривают в среднем 1,5-2 тысячи человек. Это около 15%.

Что делают остальные? Просто «серфят» по ленте своих новостей, где новости Клуба тонут в куче других. Читают заголовки и принимают решение НЕ читать саму новость 80% подписчиков. Это не значит, что люди какие-то «не такие», это просто факт.

Минус 2. Количество реагирований (лайков, репостов) составляет в среднем всего несколько десятков (30-70) на каждую новость. Это около 0,5% от количества подписчиков. Количество комментариев ещё меньше, процент стремится к абсолютному нулю.

Минус 3. Глубина просмотра архива вряд ли превышает 1-2 месяца. Сомнительно, что есть люди, просматривающие ленту Клуба глубоко назад. Кто-нибудь помнит, что публиковалось месяц назад? Что было 3 месяца назад, не помнят даже администраторы. Что было год назад — не вспомнит никто.

Минус 4. Обсуждать темы неудобно технически: соцсети имеют для этого очень примитивные возможности. Поэтому в любой даже самой большой группе вы вряд ли найдёте более десятка обсуждений. Соответственно, невозможно сортировать материалы, вести копилки важных тем.

Минус 5. Количество собственных авторских новостей Клуба — ничтожно мало. Это болезнь всех групп в соцсетях. В основном, люди бесконечно репостят, репостят, репостят чужие новости.

Первый вывод. Дума не место для дискуссий! Ну то есть, группа в соцсети — не место для идей, для контента. Здесь сама по себе информация не имеет особой ценности. Все новости очень быстро исчезают в небытие и неинтересны даже поисковикам. Получается такая «чёрная дыра», где любая новость очень скоро провалится за «горизонт событий». Соответственно, низкая мотивация публиковать серьёзные новости и серьёзно что-то обсуждать.

Второй вывод. В соцсетях ценность имеет только одномоментное РЕАГИРОВАНИЕ на событие (новость). Это напоминает кормление рыбок. Бросаем хлеб — молниеносная реакция стаи, но через 10 минут — ни рыбок, ни хлеба. Вечный покой морских глубин.

Вывод третий. Создаётся ИЛЛЮЗИЯ связанности людей в сообщество. Вроде круто — 12 тысяч народу, но это — мегаполис, а не село. Это сообщество по интересам, а не местное сообщество. Почти никто никого не знает и никто ни с кем непосредственно не общается, не состоит в устойчивых связях или в совместной деятельности. Связанных людей можно пересчитать по пальцам.

Получается, что этот Клуб сегодня — это около 1,5 тысяч читателей из 12 тысяч подписчиков (15%). Около 100 человек реагирующих. И около дюжины желающих пойти дальше обсуждений. Ну, во всяком случае, так кажется.

То есть коэффициент «отдачи» аудитории намного меньше 1%. Думаю, такая картина во всех группах всех соцсетей.

С точки зрения хозяев социальных платформ (vk, fb) всё замечательно. Потребители потребляют денно и нощно. Ещё хлеба! Ещё зрелищ!

А вот с точки зрения авторов проектов, создателей материалов, организаторов каких-то процессов — социальные сети — далеко не самое лучшее средство.

Получается, главная цель «социальных» интернет-сервисов — удерживать людей в своих сетях. Просто будь здесь. Контент не важен. Общение не важно. Сообщества — иллюзия. Нет времени на эти глупости, ведь вокруг разбрасывается так много «корма» и везде так много движухи.

Что имеем? Для авторов проектов полезнее сосредоточиться на тактике, полностью противоположной соцсетям:

Совет 1. Делать свой авторский контент, а не тратить время на бесконечное копирование и поглощение чужого.

Совет 2. Делать свой сайт в сети с удобной площадкой для хранения и обсуждения контента (форум).

И совет 3. Больше времени тратить на создание собственного местного оффлайн-сообщества.

Если ваш проект самобытен, идеи стоящие, исполнение талантливое, то вы постепенно будете набирать аудиторию без всяких соцсетей. За два года активной работы можно набрать те же 2 тысячи реальных читателей и ту же сотню реальных единомышленников. Только отдача будет на порядок выше.

ssss.jpg


Текст выше написан в мае 2018. Добавим пару слов от апреля 2019.

Погоня за лайками и хайпами делает аудиторию социальных сетей легковесной, а у авторов создаёт иллюзию востребованности. Очень скоро дело дойдёт до полного абсурда, когда можно будет набрать десятки тысяч подписчиков, но не иметь ни одного реального единомышленника и партнёра.

Возможно, предчувствуя кризис, некоторые платформы пытаются предложить нечто новое. Например, яндекс анонсировал собственную соцсеть, где искусственный интеллект будет подбирать людей по интересам. Сеть будет гораздо лучше знать, что вы читаете, с кем переписываетесь, на какую рекламу реагируете и что покупаете. И ваши сообщения будут автоматически показываться «вашей» аудитории без необходимости набирать подписчиков в группы.

Но это лишь развитие тех же сообществ по интересам, только с более продвинутым анализом наших привычек. Да, не по себе становится от такого анализа, когда машина сведёт наши личности до нескольких десятков «тегов», а потом будет навязывать нам общение с такими же квази-личностями.

Более интересной выглядит возможность собирать сообщество по интересам, но уже внутри локальных территорий проживания. Сеть будет показывать вам похожих на вас людей в заданном географическом радиусе или населённом пункте. Это уже шаг к распознаванию МЕСТНОГО сообщества, то есть людей, живущих на одной территории.

Вот если люди смогут сочетать такие технические возможности с активностью в офлайне, когда твои читатели в сети — это во многом люди, живущие поблизости и решающие те же проблемы, это может иметь перспективы. У социальных интернет-технологий появится возможность реабилитироваться. Вместо инструмента по «расщеплению» общества до людей-атомов и потребителей, социальные интернет-сервисы смогут быть полезным инструментом по развитию местных сообществ.

Источник: Soorganizator.ru
 
Несколько лет участвую в группе ВК «Развитие территорий». Даже одно время был там редактором и пытался продвигать свой оригинальный контент. Не раз в чате группы призывал к акцентированию на собственных материалах и продвижению реальных дел и событий из оффлайна от активных участников группы. Когда мне это надоело, то просто самоустранился. Всё вышесказанное автором поста имеет место быть. Пытаюсь уже несколько лет вести свою группу и ряд связанных с ней событий в соцсети ВК и сталкиваюсь с теми же проблемами, хоть и не гонюсь за количеством участников, а делаю акцент на жителей своей территории. При этом интуитивно придерживаюсь вышеозначенных советов, выстраивая свой информационный ресурс по типу форума.
 
Редактирование:
Я бы хотел отметить один момент.

Так как я работал долгое время в продажах, то могу сказать, что в любом процессе направленном на широкие массы есть такое понятие как «воронка продаж». Воронка применима практически во всех аспектах нашей жизни.

Например в продажах воронка выглядит так:

100 людям совершен холодный звонок
70 согласились встретится
35 согласились что либо купить
15 купило

Конверсия в оплату составляет 15%.

Дальше в продажах вычисляется средний чек и желаемая сумма выручки (план). Например 5 000 рублей (та сумма на которую в среднем покупают) и 200 000р плановой выручки. Соответственно для того чтобы продавцу закрыть план, ему нужно 200 000р / 5 000р = 40 клиентов.

Исходя из этих данных и воронки, продавцу нужно при конверсии в 15% прозвонить 266 человек, чтобы найти 40 оплат.

Так вот к чем я это все рассказал. Нужно относится к социальным сетям, к публичным встречам, к рекламе, к личным встречам, как к воронке продаж. Аудитория 15 000 человек в группе ВК, если среди них есть хотя бы 100 человек, которые что то будут делать активно, это уже хорошо, просто это означает, что конверсия составляет 0.6% в конкретные действия.

Значит либо администраторам группы нужно что то предпринимать, чтобы увеличить этот процент, либо нужно нагонять больше людей, чтобы деловых людей становилось еще больше.

Но Максим абсолютно прав, идеально когда соцсети лишь инструмент, который сопутствует реальным делам в оффлайне, а не становится иллюзией «чеготоделания»
 
Правка модератора:
Значит либо администраторам группы нужно что то предпринимать, чтобы увеличить этот процент, либо нужно нагонять больше людей, чтобы деловых людей становилось еще больше.
Денис, спасибо, разобью твой тезис на две части:

1. Увеличивать процент «деловых людей» за счёт повышения эффективности материалов и новостей (материалы делать такие, у которых конверсия выше).
2. Увеличивать количество «деловых людей» в абсолютном выражении, просто за счёт нагнетания аудитории, роста общего числа подписчиков.

Я не знаю, как назовут этот феномен аналитики соцсетей, но я вижу здесь парадокс: тезис (2) противоречит тезису (1). Либо-либо. Почему?

Дело в том, что количество начинает подчинять себе качество. Чем больше аудитория группы в соцсети, тем более усреднённой становится планка и тем сильнее авторы прогибаются под запросы большинства. Посмотрим на группы с большими тиражами, где десятки и сотни тысяч подписчиков. Это часто десятки (!) новостей в день, среди которых преобладают какие-то дурацкие баннеры с репликами, умилительные картинки, разнокалиберные шутки, хайповые события, бесконечные перепечатки чужих новостей и т.д. Трудно представить нормального человека, который бы внимательно читал всё это. Вот отсюда и берётся низкая конверсия — люди просто привыкают на скорую руку «пролистывать» эти ежедневные новости. Это родовой порок всех соцсетей, в них этот изъян заложен по природе.

Всё это значит, что чем выше тираж, тем сильнее будут выталкиваться за пределы группы те самые «деловые люди». С клубом «Развитие территорий» (раз уж он взят для примера) будет ровно то же, ибо курс — на максимизацию тиража. А попробуй публиковать новости реже, но с акцентом на главную тему, например, разбор конкретной ситуации с развитием конкретной территории кем-то из подписчиков или соавторов группы — сто человек воспрянут духом, остальные начнут скучать, пролистывать и отписываться.

Думаю, табуретка должна стоять как минимум на трёх ногах: 1) крутой офлайн проект; 2) форум для удобного обсуждения и общения активистов; 3) группа в соцсети для новостей и лайков.
 
Сверху Снизу