16. Школа социального организатора: народный форум


Народный проект

Вот подход типичного учебного проекта. Приглашаются известные эксперты и преподаватели, а под создание и раскрутку привлекаются инвесторы. Создаётся линейка платных продуктов и запускается кампания по массированной агитации и рекламе. Обучение происходит в закрытой среде, а на публику выдаются успешные «кейсы» и восторженные отзывы. Раскручивается привлекательный образ школы с великой выгодой от обучения, которую нельзя упустить.

Неправильно будет сказать, что этот подход не приносит пользы его участникам. Такой проект может быть вполне востребованным и даже полезным. Однако мы потратили немало времени на указание недостатков классического бизнес-подхода, равно как и классических общественных проектов. Это и возможная подмена целей в угоду выгоде, и блеф со стороны «коучей», и агрессивное навязывание своих услуг, и зависимость от кучки лидеров и руководителей, и уязвимость самих этих лидеров, ну и, в конце концов, зависимость от крупного капитала, что создаёт риски перехвата управления.

Согласитесь, тяжело назвать такой подход «народным», а ведь именно на всенародных основаниях лучше созидать проект, призванный через учебную помощь активистам содействовать общественной самоорганизации. Вполне логичным является требование к людям, выступающим за самоорганизацию, чтобы эти люди для начала смогли организовать сообщество из самих себя.

Имеется ещё одна причина, почему не хотелось бы идти проторенными дорогами. Это причину можно назвать жаждой творческого эксперимента. Попросту скучно делать очередной, прагматичный как молоток, проект: трезво просчитанный, маркетингово обоснованный, управленчески безупречный. Хочется новизны, полёта…

Представьте, что во время долгого одинокого плавания в безбрежном океане на корму вашего утлого судёнышка вдруг села пара альбатросов. Вы затаите дыхание, медленно доставая из кармана горсть сухарей и боясь спугнуть своих неожиданных гостей. Эти благородные птицы станут для вас вестниками долгожданной земли, может быть, ещё очень далёкой и неизведанной.

Размышляя о новых проектах, можно разглядеть таких «вестников будущего» в целом ряде инициатив:

1. Свободное распространение авторами цифровой информации. Добровольные вознаграждения вместо оплаты.​
2. Децентрализованная сеть и структура. Вместо одной глобальной платформы — кооперация множества площадок и коллективов.​
3. Лидеры без властных полномочий. Лидеры — этические авторитеты, их влияние — нравственное, культурное, идейное. Лидеров не выбирают голосованием, не назначают сверху.​
4. Народное софинансирование, то есть тысячи мелких «спонсоров» вместо нескольких крупных.​
5. Коллективное соучастие, соуправление, сотворчество.​

Важно подчеркнуть, что народный проект — не значит безликий, не имеющий авторского лица. Народное соучастие и соуправление не означают доведение системы принятия решений до абсурда, когда всё решается механическим голосованием. Ни один проект не мыслим без творческого актива, который задаёт направление движения и берёт на себя всю ответственность. В творческих проектах невозможна прямая «демократия», как невозможно выбирать уличным голосованием главных редакторов газет, режиссёров театра и кино, музыкальных дирижёров и так далее.

Народный проект — это такой проект, активисты которого отвечают в своей работе народным чаяниям, доказательством чего служит народная поддержка. Если люди утрачивают доверие к лидерам и выбранному курсу, они лишают проект поддержки, и он распадается или вырождается.

Автор данной работы предлагает реализовать пару социальных экспериментов:

1. Соорганизация соорганизаторов. Иными словами, можно ли с помощью онлайн и офлайн мероприятий запустить процесс самообучения общественных организаторов, чтобы гораздо эффективнее и масштабнее развивать свои территории, сообщества, проекты?​
2. Народное соучастие. Можно ли создать по-настоящему открытый некоммерческий учебный проект, который будет развиваться преимущественно за счёт совместных усилий, народного софинансирования и системы добровольных вознаграждений?​


Народный форум

В качестве технической платформы предлагается классический форум (дискуссионная площадка). Все остальные потребности реализуются с помощью дополнительных модификаций. Форум позволит удобно публиковать, сортировать и обсуждать любые материалы, а участникам и группам назначать разнообразные категории и права.

На этот форум могут быть приглашены известные эксперты по местному развитию и созданию местных сообществ. Эти люди будут свободны в выборе форматов общения, публикуя и обсуждая различные материалы, оказывая открытое или закрытое консультирование. Более того, в роли консультанта может выступить каждый, кто получил положительный опыт местного развития, решил какие-то проблемы своего сообщества. Сайт будет накапливать копилку таких успешных историй.

Главная задача народного форума — создание усилиями сотен людей, от профессиональных наставников до «стихийных» народных организаторов, открытой и насыщенной учебно-образовательной среды. Общими усилиями будет сформирован простой и действенный курс ликбеза, содержащий основы социальной организации. Практический опыт множества людей позволит отобрать необходимые знания и навыки, позволяющие любому активному человеку стать организатором общественных изменений, успешно решая стоящие перед его сообществом проблемы.

Участие в проекте должно начинаться с принятия каждым небольшого кодекса — краткого свода основных принципов школы. Предварительно можно сформулировать так:

1. Принимаю правила общения и поведения.​
2. Выражаю готовность к уважительному, созидательному отношению к принципам школы, участникам и модераторам.​
3. Обязуюсь использовать полученные знания, навыки и технологии только для нравственных, общественно-полезных целей.​
4. Обязуюсь не выкладывать в свободный доступ и не передавать никому материалы, размещённые в приватных разделах сайта (групповые обсуждения, личные сообщения, дневники).​
5. Соглашаюсь с правилом добровольных вознаграждений за полученную пользу.​

Сейчас трудно предугадать вехи и сроки развития такого форума: станет ли он полноценным учебным проектом, самобытной школой; как много наставников и экспертов захотят делиться опытом; вообще как много найдётся в России неравнодушных и активных людей, способных выступить инициаторами развития своих территорий и сообществ.

Можно лишь быть уверенным, что все идейные, организационно-технические и финансовые вопросы активисты проекта будут решать не вопреки высоким принципам, но благодаря им: решать на условиях открытости, справедливости и нравственности. Гарантировать это можно потому, что никаких иных преимуществ и ценностей, кроме народного доверия и народной поддержки, у такого проекта нет. Народная поддержка и народное доверие — не прихоть, не ширма, но единственный движитель и капитал.


Закон поляризации

Ещё можно быть уверенным в том, что проекты подобного плана будут всё более и более востребованными в России в надвигающиеся сложные и суровые времена. В нашей стране углубляется раскол общества в связи с безнравственной экономической политикой и расширением социальной несправедливости. Закрепляется сословие «хозяев», где право на приватизированную общественную собственность и власть начинает передаваться по наследству, а для всех остальных — детей из сословия «обслуги» — социальные лифты отключаются, доступ к качественному образованию, честному предпринимательству и высокой карьере становится фактически закрытым. Ситуация в России усугубляется ростом мировой напряжённости.

Питирим Сорокин.JPG

Всё явственнее начинает проявлять себя открытый великим социологом Питиримом Сорокиным «закон моральной и религиозной поляризации». Суть его в том, что в тяжёлые, лихие годы люди добрые и одухотворённые становятся ещё добрее и светлее, а люди эгоистичные и злые — ещё более звереют и сатанеют. Вот как пишет об этом сам автор в книге «Американская сексуальная революция»:

«Этот закон гласит, что когда общество переживает некую фрустрацию, или бедствие, или чрезвычайную ситуацию, то большинство его членов, которые в нормальных условиях не являются ни слишком благочестивыми, ни слишком грешными, проявляет тенденцию к расколу и поляризации. Одни становятся более религиозными, нравственными и благочестивыми, а другие — более атеистичными, циничными, чувственными и преступными. Таким образом, большинство людей, которые в нормальное время обладают посредственными этическими качествами, движутся в направлении противоположных полюсов: одни идут к религиозному и моральному облагораживанию, другие — к деградации. Эта этическая и религиозная поляризация почти неизменно происходила во всех обществах прошлого, когда на них обрушивались значительные фрустрации, катастрофы или чрезвычайные ситуации.»

Это значит, что в нашем обществе будут одновременно усиливаться запросы на два противоположных сценария поведения в кризисных ситуациях. Одни лидеры будут тянуть в сторону агрессивных уличных протестов, к насильственной перекройке общества сверху донизу с сопутствующими потрясениями и смутами. А этические лидеры будут стремиться не к революционному, а эволюционному сценарию, связанному с тактиками ненасильственного сопротивления, самоорганизации и созидательного труда.

Улицы наводнятся подготовленными манипуляторами и провокаторами, стремящимися использовать любые завихрения народных множеств для раздувания всеобщего пожара с целью замены одного олигархического клана на другой. И как никогда будут востребованы настоящие общественные организаторы и лидеры, способные спасти местные сообщества от саморазрушения и от ударов извне.

Уместно выглядит здесь это предостережение или не уместно, но участники народного форума должны понимать всю серьёзность взятых на себя обязательств и хлопот. Портрет людей, которые станут организаторами сообществ, даже самых микроскопических, может определить будущее любых народных инициатив в экономике, политике и культуре.

Подготовка общественных организаторов этического склада — проект для тех, кто не ждёт быстрых результатов. Это похоже на выращивание леса в тундре или на забег на сверхмарафонскую дистанцию.


Учебно-творческая игра

Завершить данную статью хотелось бы размышлением о ещё одной стороне обучения (самообучения) социальных организаторов, связанной уже с общением вне сети. Речь идёт о возможности запустить собственную «тренинг-игру».

Учебные и деловые игры развиваются давно и повсеместно. Можно выделить, наверное, общую логику и структуру, а также кучу особенностей. Но хотелось бы не тратить много времени на изучение чужого опыта, а изобрести «велосипед» самим. Придумать свою игру и своё название.

Из общих очевидных моментов можно выделить:

1. Длительность игры более одного дня (2-3 дня). За один день происходит перегруз сознания и психики и почти невозможна рефлексия. С идеями нужно «переспать».​
2. Выезд в отдельное место, где не отвлекает работа, город, семья.​
3. Подготовка команды тренеров, иначе коллективная мысль будет проваливаться в ямы и тупики, а нужен результат.​
Менее очевидные моменты:

4. Ведущие игры должны избегать искушения чрезмерного эмоционального «накачивания» участников. Это искусственное накачивание (пусть даже положительное) даёт краткий внешний эффект, но делает шаткими долгосрочные результаты. В каком-то смысле это «насилие», ведь человек приходит к определённым выводам под давлением, а не самостоятельно. В этом случае результат со временем «сдувается» до фонового уровня.​
5. Запрещено разрушать личность, человеческие связи, нравственные устои, чем иногда грешат некоторые любители жёстких методик.​

Главная цель игры — тренироваться в становлении себя как соорганизатора. Причём для ведущих игры цели те же, ведь проведение игры есть соорганизация мало знакомых и разных по складу и опыту людей (многие из которых — яркие индивидуальности) в сообщество, способное коллективно действовать.

Каждый из 20-40 участников должен за 2-3 дня многократно побывать и в шкуре организатора, и в шкуре организуемого. В идеале нужно собирать отдельные игры для каждой из групп (горожане, поселенцы, предприниматели, чиновники, соседи). Но первые игры можно делать в смешанном составе.

Игровые ситуации должны основываться на реальных проблемах. Горожане могут моделировать максимально эффективные, быстрые и мало затратные способы создания клубов для переезда на новые территории. Поселенцы могут отрабатывать выработку общего решения по продвижению себя на местности как единого целого. Предприниматели могут отрабатывать навыки кооперации, а для начала — способность быть услышанными своими партнёрами и даже конкурентами. Муниципальным служащим нужно учиться, для начала, преодолевать «стеклянную стену» между чиновником и гражданами; уметь искренне обращаться к лидерам местных сообществ. Соседскому организатору нужно учиться стрессоустойчивости и разрешению конфликтов, знать положительные примеры разрешения подобных ситуаций в пределах дома, двора, района.

Дистанционное обучение и учебно-творческие игры должны сочетаться с работой в «полевых» условиях, когда соорганизатор приступает к реальному объединению людей на местности под надзором опытных наставников и с помощью всего сообщества.

Если под флагом «Школы социального организатора» возникнет активное сообщество, то обязательно появятся учебные игры и новые формы творческого самообучения, которые ещё невозможно представить.

[Читать дальше]
[Оглавление]
 
Сверху Снизу