Кооператив как ножка табуретки
У табуретки минимум три ножки. Устойчивый общественный проект имеет минимум три стороны.
Кооператив – лишь одна из обязательных составляющих полноценного общественного дела. Кооператив отвечает на вопрос: откуда у местного сообщества деньги? Зависеть от грантов и крупных спонсоров общественному делу нельзя. Особенно в России, где нет свободного рынка грантодателей и благотворителей.
Вторая ножка – место для общения, совместной работы, сотворчества. Общее пространство. Не виртуальное, а офлайн – это очень важно. Называть можно разно: «Общественно-культурный центр», «Местный штаб», «Точка притяжения», «Проектный офис», «Творческий дом»... Главное: пространство формируется и управляется на тех же демократических принципах: каждый вносит посильный вклад; ключевые решения принимаются на общем собрании, где у каждого один голос независимо от вклада.
Третья ножка – искусство модерации группового общения. Искусство согласования интересов. Общение без манипуляций и насилия. Это отдельная «ножка», потому что такой модерации нужно отдельно учиться и готовить людей.
Каждая из трёх ножек не устоит без двух остальных.
1. Ненасильственное согласование интересов (политика!)
2. Общее творческое пространство (культура!)
3. Кооператив (экономика!)
Сложности современной российской кооперации (её скромные результаты) связаны с попыткой устоять на одной ножке, то есть создавать кооператив вне творческого офлайн-сообщества и вне искусства ненасильственного диалога.
Есть и обратные примеры, когда люди преуспевают в организации групповой деятельности и общения, но не создают собственной групповой экономики (кооператива). В конечном счёте такое сообщество начинает зависеть от спонсоров и грантов, то есть от органов власти.
В среде кооператоров пока не принято думать об организации совместного пространства и организации совместного общения как о задачах не менее важных, чем организация кооператива. Мол, «реальная деятельность» – это пайщики, фонды, юридические и бухгалтерские бумажки, web-технологии. А всё прочее якобы вторично.
Это приводит к тому, что кооператив раскалывается на тягловых «героев-одиночек», с одной стороны, и пассивное большинство «потребителей», с другой. Между этими крайностями необходимо промежуточное звено, которое будет помогать потребителям переходить в актив. А это невозможно без общего пространства и без культуры диалога.
Опыт экономической кооперации необходимо соединить с опытом организации общих пространств и опытом модерации группового диалога. Только тогда и будет качественный шаг вперёд. Маленький для сообщества, огромный для страны.
П.С.
В этой связи полезен опыт Святослава Мурунова и его коллег:
https://soorganizator.ru/experts/murunov
Вынужден с горечью сообщить, что деятельность таких людей с трудом пробивалась в массовое сознание даже до известных событий, а теперь и вовсе еле теплится. Для общественной работы, в том числе на кооперативном поприще, необходима свобода совести и мысли, свобода слова и свобода собраний, свобода от пропаганды и беззакония.
Если кто-то думает, что успешный кооператив можно создать только на экономической тяге, игнорируя культуру, то есть местное творческое пространство, а также игнорируя «политику», то есть согласование интересов на местности, то таких людей, если они искренни, ждёт разочарование и выгорание. А циники могут преуспеть, создавая псевдонародные организации, как неоднократно было в истории.