Кирдина С.Г. «Институциональные матрицы и развитие России. Введение в X-Y-теорию»
Автор: Светлана Георгиевна Кирдина,
доктор социологических наук, кандидат экономических наук,
зав. сектором эволюции социально-экономических систем «Института экономики РАН».
Сайт автора: kirdina.ru
Первый важный момент
Институциональная матрица — это исторически сложившаяся устойчивая система базовых институтов в сфере идеологии, экономики и политики. Базовые институты позволяют обществу выживать, сохранять целостность и развиваться. Все страны на земном шаре делятся на две принципиально отличные группы: страны с доминированием X-матрицы и страны с доминированием Y-матрицы.
К странам с доминированием институциональной Х-матрицы отнесены Россия, страны бывшего СССР, а также большинство стран Латинской Америки и Азии (Китай, Индия, Бразилия, Япония).
К странам с доминированием Y-матрицы отнесены США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также большинство стран Европы (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария).
В странах Х-матрицы доминируют следующие базовые институты:
Второй важный момент
Для гармоничного развития необходимо устойчивое сочетание (баланс) доминирующих и дополнительных институтов. В странах с X-матрицей должно быть примерно 60-70% X-институтов и 30-40% Y-институтов. В странах с Y-матрицей наоборот. Соотношение базовых институтов к дополнительным не должно превышать пропорцию примерно две трети к одной трети (эмпирическое уточнение этих пропорций является предметом последующих исследований автора теории).
Например, для стран с приоритетом частной собственности и капиталистической (рыночной) моделью экономики необходимо умеренное «дополнение» в форме коллективной собственности (государственной и кооперативной), а также умеренное планирование. И наоборот: для гармоничного развития стран с приоритетом коллективной собственности и социалистической моделью экономики необходимо умеренное «дополнение» в форме частной собственности и свободного рынка.
X-Y-теория предлагает своё осмысление революций (слово «revolvo» в переводе с латинского означает «возвращение», «откатывание, «круговорот»). Если в результате внешних или внутренних причин (неумелого управления) происходит нарушение пропорций базовых и дополнительных институтов (чрезмерное усиление основных либо чрезмерное усиление дополнительных), то рано или поздно наступает «революция», то есть спонтанная попытка системы «откатиться» к привычному состоянию с восстановлением традиционной пропорции X и Y институтов. Если неумелые реформы приводят к разрушению сложившейся институциональной структуры, а новой не складывается, тогда нарушается весь строй социальной жизни. Нарастающая дезорганизация приводит в конце концов к падению уровня жизни основной части населения, часто на фоне растущей социальной дифференциации, что становится «спусковым крючком» для выражений массового недовольства и революционных действий. Например, слишком интенсивное и во многом искусственное усиление в Российской империи к концу 19-го века Y-институтов (капитализм) привело к революционному откату назад в 1917 году; а затем, спустя десятилетия, чрезмерное усиление X-институтов (давление центра, ущемление интересов «Я» со стороны «Мы») привело к новой революции в 1990-х годах с усилением Y-институтов.
Третий важный момент
Разделение мира на страны с доминированием X- либо Y-институтов в экономике, политике, идеологии не тождественно расхожему делению мира на «Восток» и «Запад», так как не учитывает культурно-психологические и религиозные особенности. В культурно-религиозном отношении биполярности не существует, а картина более пёстрая. (Например, «Запад» делится как минимум на две большие цивилизации — условно «Северо-протестантскую» и «Южно-католическую»; «Восток» и «Азия» тоже неоднородны: Индия, Китай, Россия — отдельные цивилизации, причём Россия культурно-исторически, духовно и даже географически — не Восток и не Запад, но Север. — Примеч. от Soorganizator)
Однако, по мнению автора теории, в экономическом и общественно-политическом разрезе мир делится именно на две половины, на страны с X и Y конфигурацией базовых институтов. Эта биполярность подобна разделению людей на два пола, на мужчин и женщин, а третьего не дано.
X-Y-теория пытается анализировать мир с древнейших в истории государств — Древнего Египта и Месопотамии. Сравниваются природные условия и используемые технологии аграрного производства, структуры экономических и политических институтов, а также господствовавшие ценности и идеологии. В Египте доминировали институты Х-матрицы — редистрибутивной экономики, унитарного политического устройства и коммунитарной идеологии. Месопотамия (Вавилония) показывает пример «государства государств», где решающую роль играли институты Y-матрицы — рыночной (обменной) экономики, федеративного политического устройства и индивидуалистской идеологии. Большинство историков считают оба древних государства схожими и относят к одной группе стран Древнего Востока, однако теория позволяет выявить глубинные различия в устройстве этих государств и объясняет неодинаковые траектории их дальнейшего развития.
Главный вывод от Soorganizator.ru
В странах с X-матрицей (доминированием «Мы» над «Я», приоритетом общественной собственности над частной) основным экономическим институтом является не конкуренция, а кооперация. Если говорить о структуре собственности, то в России видится преобладание коллективной собственности (кооперативной и государственной) с некоторым дополнением частной. Можно предположить, что для гармоничного развития в России необходимо иметь пропорциональное равенство трёх основных форм собственности на средства производства: 33% — государственная собственность, 33% — кооперативная, 33% — частная.
Главный вывод немного «отрезвит» сторонников тотальной кооперации. Для нормального развития западных стран индивидуализм (капитализм) не должен там исчезнуть, но должен не превышать условного порога в «две трети», уравновешиваясь на «одну треть» институтами общественно-кооперативными (социализм). И наоборот: в России не будет и не должно быть абсолютного доминирования общественной формы собственности; достаточно в руках кооперативов и государства иметь 60-70% производственных ресурсов, но 30-40% должны оставаться у предпринимателей частных.
Скачать книгу (pdf, 5.5 Мб).
Оставить отзыв на вкладке Обсуждение.
Автор: Светлана Георгиевна Кирдина,
доктор социологических наук, кандидат экономических наук,
зав. сектором эволюции социально-экономических систем «Института экономики РАН».
Сайт автора: kirdina.ru
Краткая суть от Soorganizator.ru
Первый важный момент
Институциональная матрица — это исторически сложившаяся устойчивая система базовых институтов в сфере идеологии, экономики и политики. Базовые институты позволяют обществу выживать, сохранять целостность и развиваться. Все страны на земном шаре делятся на две принципиально отличные группы: страны с доминированием X-матрицы и страны с доминированием Y-матрицы.
К странам с доминированием институциональной Х-матрицы отнесены Россия, страны бывшего СССР, а также большинство стран Латинской Америки и Азии (Китай, Индия, Бразилия, Япония).
К странам с доминированием Y-матрицы отнесены США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также большинство стран Европы (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария).
В странах Х-матрицы доминируют следующие базовые институты:
- В идеологической сфере — коллективизм, приоритет надличностных ценностей, «Мы» над «Я», коммунитарная идеология; стремление к порядку, интеграции, целостности.
- В экономической сфере — плановая экономика или редистрибуция, то есть аккумуляция благ и контроля в центре с последующим согласованием и распределением; коллективная собственность, кооперация, труд по долгу; снижение издержек как критерий эффективности.
- В политической сфере — унитарно-централизованное политическое устройство; иерархия власти во главе с центром; назначения вместо выборов; общее собрание и консенсус; обратная связь через обращения в инстанции.
- В идеологической сфере — индивидуализм, приоритет личностных ценностей, «Я» над «Мы»; примат личности, её прав и свобод по отношению к ценностям сообществ; стремление к свободе, обособленности, специализации.
- В экономической сфере — рыночная экономика или обмен (купля-продажа); частная собственность, конкуренция, наёмный труд; максимизация прибыли как критерий эффективности.
- В политической сфере — федеративное политическое устройство; самоуправление и субсидиарность; выборы вместо назначений; многопартийность и демократический компромисс; обратная связь через судебные иски.
Второй важный момент
Для гармоничного развития необходимо устойчивое сочетание (баланс) доминирующих и дополнительных институтов. В странах с X-матрицей должно быть примерно 60-70% X-институтов и 30-40% Y-институтов. В странах с Y-матрицей наоборот. Соотношение базовых институтов к дополнительным не должно превышать пропорцию примерно две трети к одной трети (эмпирическое уточнение этих пропорций является предметом последующих исследований автора теории).
Например, для стран с приоритетом частной собственности и капиталистической (рыночной) моделью экономики необходимо умеренное «дополнение» в форме коллективной собственности (государственной и кооперативной), а также умеренное планирование. И наоборот: для гармоничного развития стран с приоритетом коллективной собственности и социалистической моделью экономики необходимо умеренное «дополнение» в форме частной собственности и свободного рынка.
X-Y-теория предлагает своё осмысление революций (слово «revolvo» в переводе с латинского означает «возвращение», «откатывание, «круговорот»). Если в результате внешних или внутренних причин (неумелого управления) происходит нарушение пропорций базовых и дополнительных институтов (чрезмерное усиление основных либо чрезмерное усиление дополнительных), то рано или поздно наступает «революция», то есть спонтанная попытка системы «откатиться» к привычному состоянию с восстановлением традиционной пропорции X и Y институтов. Если неумелые реформы приводят к разрушению сложившейся институциональной структуры, а новой не складывается, тогда нарушается весь строй социальной жизни. Нарастающая дезорганизация приводит в конце концов к падению уровня жизни основной части населения, часто на фоне растущей социальной дифференциации, что становится «спусковым крючком» для выражений массового недовольства и революционных действий. Например, слишком интенсивное и во многом искусственное усиление в Российской империи к концу 19-го века Y-институтов (капитализм) привело к революционному откату назад в 1917 году; а затем, спустя десятилетия, чрезмерное усиление X-институтов (давление центра, ущемление интересов «Я» со стороны «Мы») привело к новой революции в 1990-х годах с усилением Y-институтов.
Третий важный момент
Разделение мира на страны с доминированием X- либо Y-институтов в экономике, политике, идеологии не тождественно расхожему делению мира на «Восток» и «Запад», так как не учитывает культурно-психологические и религиозные особенности. В культурно-религиозном отношении биполярности не существует, а картина более пёстрая. (Например, «Запад» делится как минимум на две большие цивилизации — условно «Северо-протестантскую» и «Южно-католическую»; «Восток» и «Азия» тоже неоднородны: Индия, Китай, Россия — отдельные цивилизации, причём Россия культурно-исторически, духовно и даже географически — не Восток и не Запад, но Север. — Примеч. от Soorganizator)
Однако, по мнению автора теории, в экономическом и общественно-политическом разрезе мир делится именно на две половины, на страны с X и Y конфигурацией базовых институтов. Эта биполярность подобна разделению людей на два пола, на мужчин и женщин, а третьего не дано.
X-Y-теория пытается анализировать мир с древнейших в истории государств — Древнего Египта и Месопотамии. Сравниваются природные условия и используемые технологии аграрного производства, структуры экономических и политических институтов, а также господствовавшие ценности и идеологии. В Египте доминировали институты Х-матрицы — редистрибутивной экономики, унитарного политического устройства и коммунитарной идеологии. Месопотамия (Вавилония) показывает пример «государства государств», где решающую роль играли институты Y-матрицы — рыночной (обменной) экономики, федеративного политического устройства и индивидуалистской идеологии. Большинство историков считают оба древних государства схожими и относят к одной группе стран Древнего Востока, однако теория позволяет выявить глубинные различия в устройстве этих государств и объясняет неодинаковые траектории их дальнейшего развития.
Главный вывод от Soorganizator.ru
В странах с X-матрицей (доминированием «Мы» над «Я», приоритетом общественной собственности над частной) основным экономическим институтом является не конкуренция, а кооперация. Если говорить о структуре собственности, то в России видится преобладание коллективной собственности (кооперативной и государственной) с некоторым дополнением частной. Можно предположить, что для гармоничного развития в России необходимо иметь пропорциональное равенство трёх основных форм собственности на средства производства: 33% — государственная собственность, 33% — кооперативная, 33% — частная.
Главный вывод немного «отрезвит» сторонников тотальной кооперации. Для нормального развития западных стран индивидуализм (капитализм) не должен там исчезнуть, но должен не превышать условного порога в «две трети», уравновешиваясь на «одну треть» институтами общественно-кооперативными (социализм). И наоборот: в России не будет и не должно быть абсолютного доминирования общественной формы собственности; достаточно в руках кооперативов и государства иметь 60-70% производственных ресурсов, но 30-40% должны оставаться у предпринимателей частных.
Скачать книгу (pdf, 5.5 Мб).
Оставить отзыв на вкладке Обсуждение.