Развитие территорий

основные разделы

Ликбез о кооперации + анкета
  • 53
  • 1
Короткое видео: https://www.youtube.com/watch?v=Rop7_2eQxUw Анкета для всех: Anketacoop.ru
Солнечные сады или унылые фермы?
  • 110
  • 3
Еда да не та Все разговоры о местной экономике крутятся вокруг еды; еду же сводят к «фермерству». А фермер – это ферма! И вот уже городская интеллигенция, которая мясо видит чаще на тарелке, начинает просчитывать инвестиции в ферму, забой, переработку. Забой… В юности в гостях у родни в деревне меня пытались приобщить к тому, чтобы рубить головы курам, колоть свиней, резать горло овечкам… Даже сейчас, когда пишу это, сердце сжимается – не от страха – от унылой тоски. Сегодня на фермах современные «технологии», но ведь от этого, если вдуматься, ещё противнее. Я не с луны свалился и знаю содержимое холодильников большинства семей. Знаю, что в экономике ещё долго не обойтись без животноводства. Но пусть этим занимается тот, кто не ищет альтернатив. Мне же хочется работать над альтернативой, потому что в 21-м веке еда не сводится к мясу, а экономика не сводится к еде. И да: кооперация не сводится к материальной выгоде! Допустим, накормите Вы людей… А что: люди действительно голодают? Мы в блокадном Ленинграде? Или в лачуге крестьянина 19-го века, чьи посевы уничтожило засухой? Задумайтесь: в наше время от последствий многолетнего переедания умирают в тысячи раз чаще, чем от голода! Ну, хорошо, накормим людей; где гарантии, что получим более нравственное общество? Сытое брюхо к ученью глухо. Если душа не зачерствела и внутри что-то съёживается (даже если едите мясо, как и я), то, может быть, не стоит начинать? Плюнем на ферму! К чёрту выгодный инвест-проект! Давайте я покажу Вам, что в 21-м веке это не лучшие инвестиции и не лучшее приложение сил для социального организатора. Закономерность В мире накопилось столько противоречий, а глобус стал таким хрупким, что третьей мировой войны или всемирной тирании человечеству не пережить. Чтобы остановить гибельный сценарий, нужны светлые души и необычные решения. Нравственный уровень лидеров должен быть на голову выше, чем это было в прежние века. Причём здесь фермы, спросите Вы? Разве животновод не может быть нравственным человеком? Отвечу парадоксом: отдельно взятые фермеры – почти всегда добрые труженики, но вот сообщество фермеров вряд ли поднимется до этического уровня, необходимого для решения глобальных проблем. Я вижу закономерность: по-настоящему одухотворённый подход к миру и к вызовам современности демонстрируют сообщества, в которых стало нормой либо вегетарианство, либо строгие религиозные посты. Этот одухотворённый подход не найти в сообществах людей, чья повседневная деятельность связана с так называемым «животноводством». Наверное, потому, что невозможно любить мир и не любить животных, но невозможно любить животных и гнать их на убой. То ли дело – земледелие, садоводство, огородничество! Это огромная часть экономики и поле для социального творчества, а главное – никаких забойных цехов. Дети играют с животными и приучаются заботиться о них без унылого молчания взрослых о том, что завтра эту курочку или этого ягнёнка превратят в котлету. Ограничения Я невольно начинаю агитировать, хотя хотел прагматично рассказать о преимуществах и ограничениях. Кстати, что прагматично для одних, то расточительно для других. Вот животноводство – это вроде практично? Люди всегда хотят кушать, а едят они мясо, так давайте построим ферму, что может быть проще? У меня другие доводы, хотя кому-то они покажутся ерундой. Я уверен: если соорганизатор направит сообщество в сторону «мясной индустрии», то столкнётся с ограничениями, которые не позволят сообществу соответствовать духу 21-го века: Первое. В таком сообществе, по принципу «подобное – к подобному», начнут задавать тон люди с мировоззрением фермера, мясоеда, охотника, а принципиально иное мировоззрение будет в загоне. Второе. На уровне сообщества возникнут трудности с пониманием подлинной любви к природе и животным. Будет преобладать утилитарный подход к окружающему миру, а значит и к людям: я «люблю» это за то, что оно приносит мне пользу. Будет невозможно понять, что природа и даже «мёртвая» материя имеют самостоятельную ценность безотносительно выгоды для человека. Третье. Учитывая, что на мясобойнях происходит неэквивалентный «обмен», то есть животные отдают не «мясо», а жизнь, будет почти невозможно жертвовать больше, чем получаешь. Мысль о том, что животному миру нужно возвращать долги за сотни лет истребления, покажется чуждой. Нелепым покажется подход, в соответствии с которым заботу о матери Природе нужно вписывать в проект развития территории, а конкретную местность вносить в пайщики кооператива как полноценное физическое лицо, наделённое всеми правами. [1] Четвёртое. Внутри сообщества (территории) будет постоянная борьба с алкоголизмом, курением, игроманией и прочими пристрастиями. Просто потому, что мясо и алкоголь связаны тонкими нитями. Эта борьба будет оттягивать энергию, а подноготная останется непонятной. Пятое. Будет трудно донести до сообщества преимущества подходов Open-source & Free, свободных лицензий Creative Commons, практики краудфандинга и добровольных вознаграждений. [2] Шестое. Будет трудно приобщить людей к новизне «творческой экономики» и донести мысль о том, что экономические стимулы перестают главенствовать в современных сообществах. Седьмое. Будет психологически непонятной идея активного ненасильственного сопротивления (сатьяграхи), неагрессивного отношения к противнику и доброжелательного отношения к оппонентам. [3] Это будет объявлено блажью, а уважаться будут методы решения проблем через грубую силу, внешнее принуждение и деньги. Можно продолжать, но довольно. Человек, созревший до такого подхода к миру, примет всё без доказательств, а не созревший будет отстаивать свою картину мира. Так как быть с мясом? Я не люблю мясо, но иногда ем его, к сожалению. Пытался отказаться 25 лет назад, однако логика семьи и общепита взяла своё. Думаю, со второй попытки (с сединой на висках) у меня получится. Я не осуждаю мясоедов и никого не агитирую, вопрос интимный. Мотивы могут быть разными: от этических до диетических, главное – созреть. Иначе можно перепутать цель и средства. Бывают вегетарианцы, которые перестали поедать животных, но «поедают» человеков постоянным осуждением. Уж лучше б ели мясо! И всё-таки душа подсказывает путь. В одночасье отказаться от мяса и перевернуть кулинарные привычки семьи вряд ли возможно. И вряд ли нужно, ибо мирная атмосфера в семье дороже диеты. Для себя я решил: Во-первых, буду снижать потребление мяса, чтобы постепенно довести до нуля, заменяя более здоровой пищей. Если Ваш возраст 40+, то почти наверняка Вы питаетесь избыточно (переедаете), и отказ от тяжёлой пищи пойдёт на пользу. (Не спорю с теми, кто считает мясо незаменимым; миллиард людей доказывают обратное.) Во-вторых, не буду участвовать как со-инвестор или со-организатор в проектах, связанных с убоем животных, а также с фабричными условиями их эксплуатации и содержания. Не хочется инвестировать ни рубля и ни минуты в унылые фермы. Да здравствуют солнечные сады! [4] Сноски [1] В настоящее время статус живого существа (физического лица со всеми правами) присвоен реке Уонгануи (Новая Зеландия), а также некоторым другим рекам, озёрам и иным объектам природы. [2] Неслучайно именно вегетарианцы составляют актив международного сообщества OneArmy.Earth, которое решает экологические проблемы в духе нового времени. [3] Неслучайно сатьяграха, как практика высоконравственного ненасильственного сопротивления колониальному режиму, родилась в Индии, где подавляющее большинство народа – вегетарианцы, каким был и лидер движения Махатма Ганди. [4] Созвучный по названию сельхоз-кооператив «Солнечные сады Сочи» создан вегетарианцами. Не знаю подробностей проекта, но сама идея о том, что каждый может стать со-инвестором фруктового сада или ягодника на берегу моря, – радует душу. В отличие от идеи «собственной мясохладобойни на артельных началах в Самаре», как шутил Остап Бендер.
Cообщества, кооперация, лидерство и яблоневый сад
  • 546
  • 0
https://www.youtube.com/watch?v=EtqOg_3liIs Текст видео: Посмотрите, каким напряжённым становится мир! Вспышки протестов на всех континентах. Даже в родной стране. Раньше можно было спрятаться. Проблемы на работе – человек искал тихую гавань в семье. Нелады в семье – мог жить карьерой. Мог уйти в творчество, в общественную деятельность, в монастырь. А сегодня бежать некуда. Даже если всё нормально, накапливается смутная тревога в душе. Так бывает, когда мир на пороге больших потрясений. А это всегда трагедия и обновление. Тоска и надежда. *** Я нашёл несколько понятий, которые помогают преодолеть чувство тревоги. Найти ответ на вопрос: что делать? Я как будто намыл золотые слитки в тоннах пустой породы. Первое понятие: местные сообщества. Второе: кооперация. Третье: этическое лидерство. Первое больше относится к местному самоуправлению. Второе – к местной экономике. Третье – к местной политике. Я понял, что основа местного самоуправления – не муниципалитеты, а сеть местных сообществ. Основа местной экономики – не инвесторы, а кооперация местных производителей и потребителей. Основа местной политики – не депутаты и партии, а публичный диалог лидеров сообществ. Диалог ради согласования интересов. Слово «местный» – не случайно. Когда нам говорят, что большая экономика и большая политика живут по своим законам, и что этим должны управлять большие дяди, это большой обман. Глобальное – это сотрудничество локального. *** С местным развитием связано ещё одно понятие. Общий дом. Общественно-культурный центр. Соседский центр. Народный клуб. Проектный офис. В общем, некое пространство, где можно встречаться, учиться разговаривать, совместно думать и действовать. Представьте: просторный деревянный дом где-нибудь в пригороде. А вокруг яблоневый сад. В этом доме кофейня, лекторий, офис и кооператив. Здесь же на участке расположены мастерские, детская площадка, спортивная зона. Постепенно создаётся атмосфера, которая притягивает неравнодушных. За чашкой чая с яблочным вареньем поднимаются насущные вопросы. Эти вопросы рождают совместную деятельность. *** К сожалению, современный мир наполнен агрессией так же, как это было во времена Гитлера, Наполеона или Мамая. Только агрессия эта менее заметна. Сегодня нужно меньше грубой силы, чтобы эксплуатировать людей. Огромные корпорации, где люди словно винтики или канцтовары. Роботизированные армии, которым нужны войны, чтобы тестировать оружие. Политические партии, лоббирующие интересы олигархов. Телеканалы, которые облучают всех, кто не спрятался. Всё это похоже на артефакты какой-то мрачной древней цивилизации. Но есть другая цивилизация. Она зарождается в маленьких человеческих оазисах. В местных сообществах, кооперативных клубах, культурных офисах. Пройдёт время, и такие сообщества встанут на защиту нашего семейного бюджета и наших улиц. И не нужны будут протесты, чтобы бороться с диктатурой корпораций и государств. Источник: Soorganizator.ru
Хакки Акдениз – неправильный миллионер
  • 800
  • 2
Постепенно люди в России начинают думать в терминах кооперации и развития сообществ. Один в поле не воин, спастись можно сообща. Но сообща не значит переложить проблемы на других. Для развития нужно что-то отдавать. Для кооперации нужно иметь своё, иначе кооперировать нечего. Как создать своё дело? И каким оно должно быть? Это одна из главных тем проекта «Соорганизатор». Социальному организатору в России никто не будет платить зарплату. В обществе должен сформироваться спрос на такую деятельность, а это – десятки лет. Поэтому первая задача организатора – организовать своё дело. Часто — с нуля и на новом месте. Дело может быть маленьким, да удаленьким. В создании небольшого бизнеса можно выделить технологии, без которых трудно добиться успеха в 21-м веке. Технологии важны, но разве это самое главное? Вашему вниманию 7 минут великолепного видео. Я вижу три секрета: «Пытайся снова, снова, снова…» «Я мог бы купить Ролекс, но зачем?» «Деньги сегодня есть, завтра нет. Главное – что оставлю после себя». Хакки Акдениз – эмигрант из Турции, который оказался в Нью-Йорке без денег, без знакомых и без английского. Бомжевал, работал на дешёвых работах. Много лет копил, чтобы открыть свою пиццерию. Деньги украли и он начал снова. Потом не один год боролся за посетителей. Сегодня у него сеть пиццерий, но Хакки – неправильный миллионер. Живёт в обычной квартире, помогает бездомным и собирается открыть для них школу рестораторов. Если ты искреннее помогаешь людям, тебя могут полюбить во всём мире. https://www.youtube.com/watch?v=mRPs0lCfq_s О герое ролика справка в Википедии.
Нижне-Исетская артель на Урале (1906-1915)
  • 858
  • 0
Л. В. Ольховая «К истории мелкого производства на Урале» Дата публикации: 1963 Издатель: Уральский государственный университет. Нижне-Исетская трудовая артель 1906-1915 гг. В 1906 году бывшими рабочими закрытого казенного Нижне-Исетского завода был создан кооператив, получивший официальное название «Трудовая артель рабочих и кустарей Нижне-Исетского горного завода». Она просуществовала формально до 1915 года, но фактически производственная деятельность ее была свернута в октябре 1914 года. Сам факт появления этой артели не представляет чего-либо исключительного. В связи с общим ускорением капиталистического развития в стране и особенно капиталистического развития деревни, которому был дан толчок столыпинской аграрной реформой, кооперативное движение в России приобретает после революции 1905-1907 гг. довольно широкий размах. Росло и ширилось кооперативное движение на Урале. В одном только Екатеринбургском уезде в 1909 году существовало 38 потребительских и 4 сельскохозяйственных общества, 3 трудовых артели и 33 кредитных и ссудосберегательных товарищества. Кооперативное движение отражало процесс роста мелкой буржуазии, стремившейся в кооперации найти защиту от наступления крупного капитала. Среди других кооперативов Урала Нижне-Исетская артель заняла, однако, особое место. Её деятельность привлекла к себе большое внимание общественности. О положении дел артели постоянно сообщала местная печать, о ней писали земские деятели, ей посвящались специальные разделы в книгах справочного характера и в солидных экономических исследованиях об Урале, каких немало вышло в свет в те годы. Об артели говорили в Государственной думе и на многих совещаниях, посвященных рассмотрению дел Урала. Такой интерес к артели не случаен, и он был вызван не каким-либо особенным характером её производственной деятельности, а тем, что артель взяла в аренду казенный Нижне-Исетекий железоделательный завод. Прямая связь артели с казной, казенной и частной горнозаводской промышленностью привела нижне-исетских кооператоров в прямое столкновение со многими сторонами экономической и социальной политики самодержавия. Эта особенность Нижне-Исетской артели делает её интересной для исследователей экономики Урала. Полный текст по ссылке: Скачать документ: 18 страниц pdf. Выводы статьи История восьмилетнего существования Нижне-Исетского кооператива позволяет сделать следующие выводы. Процесс разложения полукрепостнических форм хозяйства на Урале, продолжавшийся и в годы после революции 1905-1907 гг., проявлялся, в частности, в упадке казенной горнозаводской промышленности, распад которой создавал почву для роста мелкого производства. Однако развитие мелкого производства сталкивалось теперь не только с сопротивлением пережитков крепостничества, но, главным образом, с давлением крупного монополистического капитала. Как показал опыт артели, крупное и мелкое производство могли иметь свои сферы деятельности и дополнять друг друга. Артель пыталась приспособиться к новым условиям. Но для монополистического капитала мелкое производство было потенциальным врагом. Поэтому крупный капитал, который мог угнетать и давить мелкого хозяйчика «тысячами способов», не давал возможности кооперации расширить свою деятельность. Как отмечалось в резолюции XIII съезда РКП (б), «во всех капиталистических странах монополия крупного капитала в торговле и промышленности неизбежно душит и разоряет кооперацию». В столкновении крупного и мелкого производства правительство всегда становилось на сторону крупного. Как показал опыт Нижне-Исетской артели, мелкие производители медленно и с трудом изживали веру в правительство и мечту о превращении в мелких хозяйчиков. История Нижне-Исетской артели является одним из частных случаев сформулированного В. И. Лениным общего положения о том, что в условиях империализма мелким производителям типа крестьян, ремесленников, кустарей нет выхода, кроме присоединения к общедемократической борьбе пролетариата с самодержавием и монополистическим капиталом. Заинтересованность мелких производителей в ограничении самодержавия и монополистического капитала создавала ту широкую общедемократическую базу, на которой шел весь предвоенный революционный подъем.
Маркс на 200-летний Fest снова пишет манифест
  • 1,183
  • 3
В мае 2018 Карлу Марксу стукнуло 200 лет. Юбиляр обещал прислать нам редкую фотографию, где он без бороды. Он с азартом следит за проектом «Соорганизатор». Ещё бы: в основе разрушения местных общин, урбанизации и запустения сельских территорий немалая «заслуга» крупного капиталистического производства. А это производство хорошо показывает вскрытую Марксом суть капитализма. Конечно, в развитии фабричного капитализма лежал и научный прогресс, но тот же прогресс сегодня позволяет перенести технологии обратно в деревню. Так что прогресс отложим в сторону. В чём заслуга Маркса? Он показал, что в основе капитализма лежит эксплуатация наёмного труда и несправедливое изъятие прибавочной стоимости. И даже если некоторые совестливые хозяева заводов, газет и пароходов возвращают часть прибыли обратно в общество (благотворительность, меценатство, социальная забота, социальный бизнес и т.д.), то в мировом масштабе капиталист всегда отнимает у работяги намного больше, чем даёт. Капитализм по своей сути не способен преодолеть врождённый порок и всегда ведёт к закабалению рабочей силы капиталом. Маркс предложил свой выход из этого тупика. И за этот «выход» на его голову до сих пор сыпятся проклятья. Он попытался обосновать, что преодоление социального неравенства в Европе лежит только через насильственное свержение эксплуататоров. Только через уничтожение буржуазии и диктатуру пролетариата. И что пролетариат, захватив власть, установит каким-то чудом бесклассовое общество всеобщего равенства (коммунию). Чтобы обосновать диктатуру, Маркс решился на свою основную ложь — материалистическое понимание истории, философии, культуры. Бога нет. Духовная эволюция — вещь сугубо земная. Жизнь — нагромождение бездушной материи, несущейся из ниоткуда в никуда в тёмном-тёмном космосе. Прогресс истории — это только диалектическая борьба формаций и классов. Последователи Маркса наломали кучу дров, особенно в России. На другом конце континента другой бородатый мужик писал в это время что-то о «слезинке ребёнка» и мировом счастье, но его почти никто не послушал. И вот Маркс снова становится популярным — даже в «логове капитализма». Лучшие умы продолжают искать выход. Если не капитализм ведёт к мировой гармонии, то что? Если мировая революция и диктатура пролетариата — это не выход, то что выход? Если не советский социализм, то какой? Если не крупная капиталистическая фабрика, где один хозяин и тысячи наёмных рабов, то что вместо неё? Если не социальная псевдо-помощь в виде пособий людям, в четвёртом поколении живущим на welfare, то как иначе? Возможен ли третий путь? Когда-то тридцатилетний Маркс написал «Манифест коммунистической партии». С точки зрения литературной формы — гениальный текст своего времени. Сегодня многие спичрайтеры дорого заплатили бы за подобную новизну. Начинается-то как: «Призрак бродит по Европе...» И заканчивается тоже страшно: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей...» Умудрённый и просветлённый Маркс с горечью смотрит на свои прежние тексты и всю надежду возлагает на нас. Он с жадностью читает новости и ждёт: когда же, наконец, родится «Манифест социального организатора». Маркс надеется, что манифест этот будет так же насущен, силён и «страшен», как и 170 лет назад. Источник: Soorganizator.ru
Сверху