Интервью с американским социальным организатором Солом Алинским (1972)

Два слова от Soorganizator.ru
На нашем сайте будут выложены некоторые материалы (книги, статьи, видео), связанные с фигурой Сола Алинского (1909-1972) — одного из самых ярких социальных организаторов США, чей опыт (особенно отрицательный) требует вдумчивого анализа. Прочитайте внимательно интервью с ним за несколько месяцев до его смерти. Вы ужаснётесь от того, как перекликаются события далёкой старой Америки с реалиями наших дней! В ярком портрете американцев времён Великой депрессии (1929-1939) вы узнаете себя и своих родителей, ведь крушение СССР ввергло миллионы наших соотечественников в состояние Великой растерянности. В описании Алинским американского среднего класса 1960-1970-х годов вы тоже увидите знакомые черты — те же ожидания и страхи, и что ещё хуже, намёки на тревожное будущее наших детей. Америка кипела от социальных потрясений, а мы почти ничего не знаем об этом! В середине 20-го века миллионы американцев очень жёстко и одновременно ненасильственно боролись за свои права. У них многое получилось, поэтому там ещё дышит подлинная "низовая демократия" местных сообществ. Но что-то пошло не так, из-за чего усилилась власть fat cats — "жирных котов", у которых Алинский мечтал отобрать страну и вернуть обратно народу. Мечта не осуществилась, более того, укрепление олигархического тоталитаризма в США произошло силами тех людей, некоторые из которых считали себя учениками Алинского (Хилари Клинтон, Обама). В этом в значительной степени виноват сам Алинский, ставший по сути "радикальным организатором" и допустивший "моральный релятивизм" своих методов. Нам необходимо разобраться во всём этом, пока есть время, и пока созревающая в России социальная революция не вытолкнула нас из тихих форумов на бурлящие улицы...
Предисловие переводчика — Ирины Жежко-Браун
Американский социотехник* Сол Алинский (1909–1972) получил известность в США и за их пределами как идеолог, практик и создатель профессии по соорганизации людей для совместных действий. «Соорганизация», пожалуй, самое близкое по смыслу к английскому словосочетанию social organizing слово в русском языке, которым мы и будем дальше пользоваться.
*Социотехника (социология + техника) – наука о способах и технике сознательного воздействия на социальную действительность: правовую систему, воспитание, организацию власти и другие ее области.
Существует мнение, что методы соорганизации людей, изобретенные Алинским, используются в США только левыми радикалами, однако оно далеко от истины. Технология соорганизации Алинского применяется сейчас общественными лидерами практически всех политических и идеологических ориентаций. В последние десять лет издано более дюжины книг, которые рассказывают, как тактики Алинского были приспособлены для того или иного социального движения. Достаточно сказать, что два идеологически противоположных американских движения, консервативное движение среднего класса Tea Party и леворадикальное движение Trump Resistаnce, построены на сходной технологии соорганизации – модели Алинского, адаптированной для нового времени. Можно обоснованно утверждать, что большинство современных социальных движений в США и других странах соорганизовано с применением тактик и правил Алинского.
Движения, использующие наследие Алинского, не слепо копируют его методы работы, а скорее критически перерабатывают в соответствии с собственными этическими нормами и целями, а также особенностями контингента, с которым они работают. Они также соединяют их с новыми достижениями в области сетевых и информационных технологий. Новые движения отказываются от некоторых сомнительных в моральном отношении приемов Алинского, однако используют все ценное, что есть в его опыте.
Более подробно об истории социальных экспериментов Алинского можно прочесть в моей книге «Современная американская революция: социальные технологии и динамика».
Алинский издал две книги о своем опыте соорганизации людей. Обе книги стали настольными для людей этой новой профессии. Казалось бы, кому могут быть интересны и полезны сегодня идеи и опыт более чем полувековой давности? Но нет, у Алинского тысячи последователей в США и по всему миру, включая бывшего американского президента Барака Обаму и членов его администрации. Самой известная книга Алинского, «Правила для радикала», стала бестселлером номер один в год ее издания – в 1971 г. Лучшему ее пониманию поможет знакомство с интервью, взятым у Алинского журналом Playboy через полгода после выхода книги. Пусть читателя не вводит в заблуждение название журнала – интервью получилось очень глубоким и более откровенным, чем сама книга.
На волне большого успеха Алинский делает признания, которых нет в его двух книгах. Конечно, Алинский, будучи социальным организатором, формирует в интервью то мнение о себе, которое ему было выгодно на тот момент. Кроме того, он рассказывает о своей деятельности конца 1930-х гг., т. е. почти сорок лет спустя с начала своей карьеры, и многие его взгляды и цели к 1972 г. существенно изменились.
Это интервью интересно также тем, что разговор идет о последнем этапе деятельности Алинского. Большую часть своей карьеры он посвятил работе с людьми из низших классов и деклассированных элементов, и только в конце 1960-х обратил свое внимание на средний класс Америки. Хотя сам Алинский к этому времени уже давно принадлежал к высшей страте среднего класса, он практически не имел опыта работы с людьми своего класса. Интервью дает возможность узнать, вокруг каких лозунгов и целей он собирался это делать, какие технологии и тактики собирался применять.
Знаменитые тринадцать правил и тактик из его книги «Правила для радикала» проиллюстрированы в этом тексте живыми примерами. Многие тактики Алинского, следуя Бахтину, можно отнести к смеховой или карнавальной культуре, т. е. культуре «низа», материально-телесному началу жизни. Эти радикальные «карнавальные» тактики социального действия мало соответствовали моральным взглядам и эстетическим вкусам среднего класса. Алинский понимал это и был на пороге изобретения новых тактик и принципов. Ирония нового поворота в его деятельности заключается в том, что все предыдущие годы он сражался со средним классом как частью класса имущих и предлагал решать большинство проблем бедных за счет налогов, собираемых со среднего и высшего классов.
Есть и еще одна причина, по которой интервью Алинского может представлять интерес для русского читателя. Угрозе «экспорта революций» посвящены десятки, если не сотни работ в России, и все же угол анализа технологий революций и общественных движений в них остается крайне узким. Многие пишущие на тему экспорта революций гордо называют себя «антиреволюционерами», «консерваторами» и даже «реакционерами»; они озабочены тем, как предотвратить возникновение каких-либо массовых стихийных движений, а не тем, как их организовать. Пусть читатель простит мне такое сравнение, но это все равно, что пытаться узнать о секретах секса из книг о способах предохранения от беременности. Многочисленные «антиреволюционные» книги не помогают узнать, как стимулировать, по выражению Л. Бляхера, «самодеятельный образ жизни», как запускать процессы самоорганизации общественных движений, приносящих пользу обществу, например, движение за возрождение умирающих деревень или организацию самоуправления на экономически депрессивных территориях.
Книги Алинского не опубликованы в России, хотя влияние его наследия на общественное движение во всем мире намного больше, чем, например, другого социотехника, Джина Шарпа, уже известного русскому читателю. В русской части Интернета можно найти лишь отдельные фрагменты книг Сола Алинского. Это – первая его публикация на русском языке.
Оставить отзыв.

Два слова от Soorganizator.ru
На нашем сайте будут выложены некоторые материалы (книги, статьи, видео), связанные с фигурой Сола Алинского (1909-1972) — одного из самых ярких социальных организаторов США, чей опыт (особенно отрицательный) требует вдумчивого анализа. Прочитайте внимательно интервью с ним за несколько месяцев до его смерти. Вы ужаснётесь от того, как перекликаются события далёкой старой Америки с реалиями наших дней! В ярком портрете американцев времён Великой депрессии (1929-1939) вы узнаете себя и своих родителей, ведь крушение СССР ввергло миллионы наших соотечественников в состояние Великой растерянности. В описании Алинским американского среднего класса 1960-1970-х годов вы тоже увидите знакомые черты — те же ожидания и страхи, и что ещё хуже, намёки на тревожное будущее наших детей. Америка кипела от социальных потрясений, а мы почти ничего не знаем об этом! В середине 20-го века миллионы американцев очень жёстко и одновременно ненасильственно боролись за свои права. У них многое получилось, поэтому там ещё дышит подлинная "низовая демократия" местных сообществ. Но что-то пошло не так, из-за чего усилилась власть fat cats — "жирных котов", у которых Алинский мечтал отобрать страну и вернуть обратно народу. Мечта не осуществилась, более того, укрепление олигархического тоталитаризма в США произошло силами тех людей, некоторые из которых считали себя учениками Алинского (Хилари Клинтон, Обама). В этом в значительной степени виноват сам Алинский, ставший по сути "радикальным организатором" и допустивший "моральный релятивизм" своих методов. Нам необходимо разобраться во всём этом, пока есть время, и пока созревающая в России социальная революция не вытолкнула нас из тихих форумов на бурлящие улицы...
Предисловие переводчика — Ирины Жежко-Браун
Американский социотехник* Сол Алинский (1909–1972) получил известность в США и за их пределами как идеолог, практик и создатель профессии по соорганизации людей для совместных действий. «Соорганизация», пожалуй, самое близкое по смыслу к английскому словосочетанию social organizing слово в русском языке, которым мы и будем дальше пользоваться.
*Социотехника (социология + техника) – наука о способах и технике сознательного воздействия на социальную действительность: правовую систему, воспитание, организацию власти и другие ее области.
Существует мнение, что методы соорганизации людей, изобретенные Алинским, используются в США только левыми радикалами, однако оно далеко от истины. Технология соорганизации Алинского применяется сейчас общественными лидерами практически всех политических и идеологических ориентаций. В последние десять лет издано более дюжины книг, которые рассказывают, как тактики Алинского были приспособлены для того или иного социального движения. Достаточно сказать, что два идеологически противоположных американских движения, консервативное движение среднего класса Tea Party и леворадикальное движение Trump Resistаnce, построены на сходной технологии соорганизации – модели Алинского, адаптированной для нового времени. Можно обоснованно утверждать, что большинство современных социальных движений в США и других странах соорганизовано с применением тактик и правил Алинского.
Движения, использующие наследие Алинского, не слепо копируют его методы работы, а скорее критически перерабатывают в соответствии с собственными этическими нормами и целями, а также особенностями контингента, с которым они работают. Они также соединяют их с новыми достижениями в области сетевых и информационных технологий. Новые движения отказываются от некоторых сомнительных в моральном отношении приемов Алинского, однако используют все ценное, что есть в его опыте.
Более подробно об истории социальных экспериментов Алинского можно прочесть в моей книге «Современная американская революция: социальные технологии и динамика».
Алинский издал две книги о своем опыте соорганизации людей. Обе книги стали настольными для людей этой новой профессии. Казалось бы, кому могут быть интересны и полезны сегодня идеи и опыт более чем полувековой давности? Но нет, у Алинского тысячи последователей в США и по всему миру, включая бывшего американского президента Барака Обаму и членов его администрации. Самой известная книга Алинского, «Правила для радикала», стала бестселлером номер один в год ее издания – в 1971 г. Лучшему ее пониманию поможет знакомство с интервью, взятым у Алинского журналом Playboy через полгода после выхода книги. Пусть читателя не вводит в заблуждение название журнала – интервью получилось очень глубоким и более откровенным, чем сама книга.
На волне большого успеха Алинский делает признания, которых нет в его двух книгах. Конечно, Алинский, будучи социальным организатором, формирует в интервью то мнение о себе, которое ему было выгодно на тот момент. Кроме того, он рассказывает о своей деятельности конца 1930-х гг., т. е. почти сорок лет спустя с начала своей карьеры, и многие его взгляды и цели к 1972 г. существенно изменились.
Это интервью интересно также тем, что разговор идет о последнем этапе деятельности Алинского. Большую часть своей карьеры он посвятил работе с людьми из низших классов и деклассированных элементов, и только в конце 1960-х обратил свое внимание на средний класс Америки. Хотя сам Алинский к этому времени уже давно принадлежал к высшей страте среднего класса, он практически не имел опыта работы с людьми своего класса. Интервью дает возможность узнать, вокруг каких лозунгов и целей он собирался это делать, какие технологии и тактики собирался применять.
Знаменитые тринадцать правил и тактик из его книги «Правила для радикала» проиллюстрированы в этом тексте живыми примерами. Многие тактики Алинского, следуя Бахтину, можно отнести к смеховой или карнавальной культуре, т. е. культуре «низа», материально-телесному началу жизни. Эти радикальные «карнавальные» тактики социального действия мало соответствовали моральным взглядам и эстетическим вкусам среднего класса. Алинский понимал это и был на пороге изобретения новых тактик и принципов. Ирония нового поворота в его деятельности заключается в том, что все предыдущие годы он сражался со средним классом как частью класса имущих и предлагал решать большинство проблем бедных за счет налогов, собираемых со среднего и высшего классов.
Есть и еще одна причина, по которой интервью Алинского может представлять интерес для русского читателя. Угрозе «экспорта революций» посвящены десятки, если не сотни работ в России, и все же угол анализа технологий революций и общественных движений в них остается крайне узким. Многие пишущие на тему экспорта революций гордо называют себя «антиреволюционерами», «консерваторами» и даже «реакционерами»; они озабочены тем, как предотвратить возникновение каких-либо массовых стихийных движений, а не тем, как их организовать. Пусть читатель простит мне такое сравнение, но это все равно, что пытаться узнать о секретах секса из книг о способах предохранения от беременности. Многочисленные «антиреволюционные» книги не помогают узнать, как стимулировать, по выражению Л. Бляхера, «самодеятельный образ жизни», как запускать процессы самоорганизации общественных движений, приносящих пользу обществу, например, движение за возрождение умирающих деревень или организацию самоуправления на экономически депрессивных территориях.
Книги Алинского не опубликованы в России, хотя влияние его наследия на общественное движение во всем мире намного больше, чем, например, другого социотехника, Джина Шарпа, уже известного русскому читателю. В русской части Интернета можно найти лишь отдельные фрагменты книг Сола Алинского. Это – первая его публикация на русском языке.
Скачать интервью (59 стр., 1.4 Мб pdf)
Оставить отзыв.